Яндекс.Метрика

Еремина Екатерина: Проблемы реализации молодёжной политики

9 сентября, 2009

В настоящее время субъекты Российской Федерации, в лице их представительных органов, всё больше внимания уделяют молодёжной политике. Создаются молодёжные парламенты, палаты, советы. Наряду с этим, в некоторых регионах молодёжные парламенские структуры полностью отсутствуют, а о Европейской хартии об участиии молодёжи в общественной жизни на местном и региональном уровне (далее — Хартия), а также рекомендациях о развитии молодёжного парламентаризма в субъектах Российской Федерации, предусматривающих различные организационно-правовые формы участия молодёжи в местных и региональных делах , вообще не знают.

Согласно информации Центра развития молодёжного парламентаризма в России (по состоянию на 1 июля 2007 года)* на региональном уровне молодёжные парламентские структуры отстутствовали в таких областях как: Астраханская, Костромская, Московская, Тамбовская, Тульская, Нижегородская, Пензенская, в Ненецком, Чукотском автономных округах, республиках Карелия, Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Башкортостан, Марий Эл, Удмуртская, а также в Ставропольском, Пермском, Камчатском краях.При этом, во многих регионах, при наличии парламентской структуры на региональном уровне, аналогичные структуры отсутствовали на муниципальном уровне .

В последнее время процесс развития молодёжного парламентаризма носит достаточно прогрессивный характер. На федеральном уровне власти появилось стремление вовлечь молодёжь в политику. Действует орган исполнительной власти, занимающийся вопросами молодёжи – Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Активной формой сотрудничества с молодёжью также стала школа российской политики-проект Центра социально-консервативной политики. Положительным моментом проекта является то, что принять участие в работе Школы может каждый. В основе методики Школы-практика и самоутверждение людей, которые претендуют на то, чтобы заниматься политикой. Учитывая положительных опыт создания таких школ на федеральном уровне, школы молодого парламентария создаются и во многих субъектах Российской Федерации. Необходимо отметить, что школы создаются как на региональном, так и на местном уровнях. К примеру, при администрации Ленинского района города Ульяновска такая школа действует уже ни один год.

Думается, что в рамках школы молодого парламентария, в период подготовки к выборам, могли бы приглашаться школьники старших классов из разных муниципальных образований для участия в дебатах с политическими деятелями (на примере опыта Бельгии). В других субъектах (Дальний Восток, Забайкалье) практикуются иные формы работы с молодёжью, к примеру, ежегодно проводится конкурс «Молодой парламентарий -2008», «..2009» и т.д., главной целью которого также является самоутверждение молодёжи в сфере молодёжной политики.

Кроме того, в свою очередь, Совет Федерации уделяет особое внимание вовлечению молодёжи в законотворческий процесс. При верхней палате Федерального Собрания действует Молодёжная парламентская ассамблея. Сегодня, когда молодое поколение активно участвует в разработке законопроектов в отношении поддержки и социального развития молодёжи, общественных объединений, добивается принятие законов в сфере молодёжной политики на региональном уровне, участие в деятельности ассамблея является важным механизмом взаимодействия между Федеральным Собранием и молодёжными парламентами субъектов РФ.

Существует в достаточной мере действующая правовая база взаимодействия молодёжных организаций, молодёжных парламентских структур с государством.

Но тогда почему в ряде субъектов Российской Федерации, муниципальных образованиях молодёжные парламентские структуры не отвечают принципам представительности, равенства прав молодых граждан, их равного доступа и равных возможностей, что зачастую мешает эффективной работе молодёжных парламентов, молодёжных парламентских структур на местном уровне.

Может быть, пришло время законодательно закрепить правовой статус молодёжных парламентских структур. К примеру, статус юридического лица уже имеют Вологодская областная молодёжная общественная организация «молодёжный парламент», молодёжный парламент «Санкт-Петербурга», молодёжный парламент Республики Калмыкия и многие другие субъекты Российской Федерации.

Ведь создаваясь сегодня при представительных органах власти, такие структуры, в основной свой массе, являются общественно консультативными, коллегиальными органами, осуществляют свою деятельность на общественных началах. Кроме того, несмотря на то, что согласно Хартии и региональные и местные власти должны выделять таким структурам помещения, финансовые средства и оказывать материальную поддержку, необходимую для нормального и эффективного их функционирования, на практике эта происходит крайне редко. В итоге, финансирование мероприятий в сфере молодёжной политики осуществляется исключительно в рамках реализации программ, утверждённых по разделу «молодёжная политика». Всё это затрудняет практическую работу молодых парламентариев, что приводит к тому, что молодёжная политика по прежнему остаётся за пределами деятельности государства, а сами парламенты в дрейфе. В итоге, многие из низ прекращают существование уже после трёх месяцев после своего создания. Почему же так происходит? К примеру если рассматривать молодёжные парламентские структуры, создаваемые при органах местного самоуправления, то необходимо справедливо отметить, что в большинстве своём они находятся в «правовой изоляции», так как отсутствуют механизмы, позволяющие молодёжи муниципальных образований оказывать влияние на принятии государственных решений в сфере молодёжной политики. Поэтому на сегодняшний день необходимо уделять особое внимание участию молодёжи мунципальных образований в форме молодёжных парламентских структур в реализации государственной молодёжной политики на территории Российской Федерации. Сегодня в обществе существует недостаточное понимание местной власти, её полномочий и компетенции. Поэтому при создании такого рода структур у властей возникает вопрос, является ли такое создание вопросом местного значения и расходным обязательством муниципального образования. Иногда ситуация сводится к абсурду: если в Уставе муниципального образования не закреплено полномочие за органами местного самоуправления по созданию молодёжных парламентских структур (например, молодёжных советов, палат) значит, их создание будет противоречить действующему законодательству. Именно такие заключения дают надзорные органы муниципальных образований при экспертизе нормативных правовых актов о создании молодёжных советов, палат.

Важным шагом к реализации государственной молодёжной политики на территории Российской Федерации должно стать принятие Федерального закона «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации». Этот законопроект уже получил поддержку и одобрение молодёжных парламентов субъектов РФ.Законопроект содержит понятийный аппарат, а также чёткую регламентацию полномочий в сфере государственной молодёжной политики между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления. Согласно проекту, молодёжный парламентаризм -э то система представительств молодёжи как особой социальной группы, основанной на создании и функционировании при законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления представительных и координационных структур молодёжи (п.6 ч. 1 ст. 1 ).

Исходя из указанной нормы проекта, молодёжные парламентские структуры вправе создаваться и осуществлть свою деятельность как на федеральном, региональном так и на местном уровнях (статья 18 проекта). То есть, молодёжные парламентские структуры, создаваемые при органах местного самоуправления обладают, наряду с иными парламентскими структурами, равным правом участия в осуществлении государственной молодёжной политики на территории Российской Федерации. При этом, представители парламентских структур от муниципальных образований в работе Молодёжной парламентской ассамблеи не участвуют.

Другой проблемой реализации государственной молодёжной политики в субъектах является недостаточное взаимодействие молодёжных парламентов субъектов Российской Федерации, а иногда и полное отсутствие такого взаимодействия с молодёжными правительствами. Представляется, что одним из механизмов взаимодействия могло быть стать введение института постоянного представительства в молодёжных парламентах субъектов Российской Федерации от молодёжных правительств. Аналогичный механизм должен действовать и в муниципальных образованиях.

Мерами, положительно влияющими на работу молодёжных парламенских структур могло бы стать создание при молодёжных парламентах субъектов экспертных советов (юридических советов) с включением в её состав молодёжи (молодых людей), имеющих высщее юридическое образование и занимающихся молодёжной политикой. Активное участие молодёжи в работе и подготовке выводов в сфере полноты и качества областного законодательства, эффективности применения областных законов в сфере молодёжной политики, изучение проблем, которые не нашли законодательного закрепления на федеральном уровне, все эти задачи, решаемые в рамках деятельности экспертных советов, существенно бы улучшило качество законодательных инициатив молодёжных парламентов субъектов Российской Федерации.

Думается, что введение такой экспертного совета при Молодёжной парламентской ассамблее, основными задачами и функциями которой являются содействие деятельности Совета Федерации в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодёжи, осуществление совместно с комитетами и комиссиями Совета Федерации экспертизы законопроектов, федеральных законов в сфере государственной молодёжной политики, могло быть положительно повлиять на работу ассамблеи.

При наличии предложений по работе молодежный парламентских структур, парламентской ассамблеи, прошу высказываться.

Новости оперативно узнаем в нашем телеграм-канале.