Яндекс.Метрика

11mirkasim gosmanov

11 октября, 2010


Ушел из жизни выдающийся ученый Миркасым Усманов

 
Гражданская панихида состоится 12 октября в 10.00 часов в здании ТГАТ им.Г.Камала.
(Казань, 11 октября, «Татар-информ»). Татарстанская наука понесла тяжелую утрату. Сегодня на 77-м году ушел из жизни Миркасым Абдулахатович Усманов - выдающийся историк и археограф, доктор исторических наук, действительный член Академии наук Республики Татарстан, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, сообщили в пресс-службе Президента РТ.
М.А.Усманов родился 31 мая 1934 года в г.Кульджа, Западный Китай. Окончил Казанский государственный университет.
Еще в середине 1960-х годов он заявил о себе как о перспективном исследователе, изучив и проанализировав первоисточники XVII-XVIII веков на татарском языке. Изданная в 1979 году монография «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI веков» - документальное исследование тюркоязычных первоисточников социально-политического строя Золотой Орды, во многом определила векторы будущих исследований по ордынской тематике. Этот труд получил высокую оценку тюркологов и послужил основой его докторской диссертации.
За 50 лет научно-исследовательской деятельности им созданы труды, существенно обогатившие как базу источников, так и разработку конкретно-исторических проблем истории. Он ввел в научный обиход множество письменных источников по истории и литературе тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья. Многогранная научная деятельность М.А.Усманова охватывает почти все основные направления современного татароведения: история и литературное наследие, археография и историография, источниковедение и художественные переводы, тюркология и педагогика.
Он являлся одним из основоположников современной татарской археографии. Им было организовано более сорока полевых экспедиций в поисках рукописного наследия татарского народа, собрано свыше десяти тысяч рукописей и редких книг. Он всегда находился в авангарде исторической науки, выбирая самые сложные темы и объекты исследования.
М.А.Усманов сочетал работу исследователя с деятельностью организатора науки, учебного процесса в высшей школе. Он был проректором Казанского государственного университета по учебной работе, заведующим кафедрой истории СССР досоветского периода, заведующим кафедрой истории татарского народа.
В 1991 году он был избран академиком Академии наук Татарстана и внес существенный вклад в ее становление и развитие. Будучи вице-президентом, а затем советником президиума Академии наук Республики Татарстан, он принимал активное участие в создании ее структурных подразделений, в определении перспектив развития гуманитарных институтов академии.
С его участием были налажены контакты Академии наук Республики Татарстан с научно-исследовательскими учреждениями других регионов и стран. М.А.Усманов был президентом Общества востоковедов Российской Академии наук, членом Археографической комиссии РАН.

М.А.Усманов был удостоен звания почетного гражданина города Казани, отмечен государственными наградами СССР, Российской Федерации и Республики Татарстан, престижными научными наградами и премиями.
«М.А.Усманов во всех сферах деятельности был открытой, демократичной и интеллектуальной личностью, уделявшей большое внимание воспитанию нового поколения ученых. Для него служение науке было смыслом всей его жизни и делом чести, что снискало ему искреннее уважение учеников, признание широкой общественности.
Светлая память о Миркасыме Абдулахатовиче Усманове, большом ученом и благородном человеке, надолго сохранится в нашей памяти», говорится в некрологе, подписанном Р.Миннихановым, М.Шаймиевым, Ф.Мухаметшиным, И.Халиковым, Ю.Камалтыновым, А.Гильмутдиновым, И.Метшиным, А.Мазгаровым, О.Синяшиным, И.Гафуровым, А.Коноваловым, Р.Мухаметшиным, Р.Хакимовым, И.Ибрагимовым.
Ушел из жизни выдающийся ученый Миркасым Усманов — Татар-информ

Римма БИКМУХАММЕТОВА

С 14 по 28 октября состоится кампания по переписи населения. Казалось бы, это обычная статистическая процедура: сколько людей живет, чем занимается, уровень образования и т.д.; однако для татар она, как правило, превращается в политическую акцию, приобретает политический окрас.



И в 2002 году перепись у нас шла нечестным, мошенническим путем: численность татар Башкортостана была урезана. В то время татар поделили на 45 этнических групп. Мишар, кряшен, астраханских и  сибирских татар выделили в отдельный народ. Это было достигнуто путем стараний института Этнологии и антропологии при Академии наук РФ под руководством Валерия Тишкова. Между Москвой и Казанью были большие споры по этому поводу. В конце концов тогда мы смогли доказать неделимость и единство татар, заняли второе по численности место в России после русских. Однако в этом году Москва пытается играть в еще более нечестную, коварную игру: по спискам, предлагаемым Росстатом, выяснилось, что в России проживают народы 1840 национальностей. Народы одной национальности поделены на несколько групп, например, русские поделены на 3-4 группы, башкиры - на 6-7, и только татары поделены на более чем 120 (!) субэтносов. На официальном уровне, в официальных документах появились уму непостижимые национальности, такие как башкиры с родным татарским языком, татары с мишарским языком, татаро-башкиры, башкирские татары и многие другие.
Вокруг переписи очень много путаницы. Каким образом вести разговор с переписчиком, какие данные можно вписать своей рукой, какие нет, что правильнее, «татар» или «татарин»… Вопросов сотни.
-- В 2002 году был принят Федеральный закон о Переписи населения. Там есть пункт о том, что информацию о своей национальной принадлежности человек должен вписать своей рукой. Мы очень обрадовались этому. У переписчика могут быть свои умозаключения по поводу национальности опрашиваемого, неосознанно или умышленно он мог ошибиться при заполнении данной графы. Если бы человек вписал свою национальность сам, то это была бы самая точная информация, - говорит Председатель комитета Госсовета РТ по делам культуры, науки, образования и национальным вопросам  Разиль Валиев, - около двух месяцев назад в этот Закон были внесены изменения, которые откинули нас назад. Изменения заключаются в том, что графу «национальность» может заполнить как сам человек, так и переписчик. Если во время прихода переписчика вас не окажется дома, то вашу национальность он может записать со слов членов вашей семьи, родственников. Информацию можно передать также по телефону, что абсолютно не в нашу пользу. В связи с этим, по возможности нужно заполнять графу «национальность» собственноручно! Если вас в этот момент не будет дома, вы должны пойти в специально организованный пункт по переписи населения и там вписать свою национальность. В 26 статье Закона о переписи есть такие слова, что человек сам определяет свою национальность. Если кто-то хочет вписать вместо вас другую национальность против вашей воли, уговаривает или вынуждает вас сделать это, на такого человека вы можете подать в суд. Это право гарантировано Конституцией, с этим нельзя шутить. 
Кем записаться при переписи - дело совести каждого. Если мы хотим остаться единым, неделимым, сплоченным многочисленным народом, то должны записаться татарами. В перечне национальностей под кодом 3 обозначены “татары”, под кодом 95 - “татар”. Любое из этих названий будет верно. “Татарин”, “татарка” в перечне нет. Учет будет вестись по кодам. Очень важно отразить в 7 графе татар! И пишите не карандашом, а ручкой! За несовершеннолетних детей графу «национальность» заполняют родители.
В переписном листе также очень важна 9 графа. Она касается языков. Там есть 3 вопроса. Первый - «Знаете ли Вы русский язык?». Естественно, нужно отвечать, что знаем. Второй - «Сколько языков знаете?» и третий -  «Ваш родной язык?». Вот здесь некоторые могут запутаться. Есть такие, которые говорят татарский язык не знаю, учился в русской школе, общаюсь только с русскими, значит, мой родной язык - русский. Пусть не ошибаются, родным может быть только один язык. Это язык отца и матери, дедушки и бабушки, язык, передающийся из поколения в поколение. Возможно, родители не знают татарского языка, забыли, однако только из-за этого он не перестает быть для них родным. Эту графу переписчик заполняет сам, однако, нужно проследить за тем, что он в нее впишет, для того, чтобы не было ошибок и недоразумений. Затем можно перепроверить заполненный переписной лист.
Для того чтобы не возникло проблем при определении национальности детей смешанных браков, нужно все обдумать. Почему ребенок из татаро-русской семьи обязательно должен быть русским? Знаю одну семью, где ребенка от татаро-чувашского брака записали русским. Поступок не поддающийся логике. Также знаю семью, где одного ребенка записали русским, второго - татаром. Призываем вас обдуманно подходить к таким поступкам.

В 2002 году около 25 тысяч крещеных татар записали себя как отдельная нация “кряшены”. Поймите одно, национальность не определяется религией. По неофициальным данным, в России около 100 тысяч русских приняли Ислам, однако ни один из них не стал в этой связи ни арабом, ни татаром, все они остались и продожают быть русскими.
Крещенный ли ты, типтяр, мишар, астраханский или сибирский татарин, у всех у нас есть один общий литературный татарский язык, на котором творил и говорил наш Кул Гали, Тукай. Татарский народ сформировался из многих племен, любой народ формируется таким образом. Безусловно, булгары также внесли свою лепту в формирование нашего народа.



(перевод с татарского Гульназ Бадретдин)
Не забудь записаться татаром