Яндекс.Метрика

«МӘДӘНИЯТ» (КУЛЬТУРА)

16 ноября, 2010

 

 

«Мәдәният» («Культура»), Ульяновская областная татарская просветительская общественная организация.

Зарегистрирована 5 мая 2004 года, ликвидирована 01 сентября 2008 г.

Новости оперативно узнаем в нашем телеграм-канале.





В настоящее время в татарском обществе ведутся дискуссии о Болгаре. 
Я направил письмо первому президенту Татарстана М.Ш. Шаймиеву. Открытое письмо было опубликовано в газете «Звезда Поволжья».
Напомню, в письме, направленном государственному советнику, подчеркнул важность возрождения исторических памятников, однако призвал М.Ш. Шаймиева  позиционировать памятники Болгара прежде всего как историческое наследие Золотой Орды, так как они были построены именно в этот период. Кроме того, я выразил в своем письме опасения, что гипертрофированное внимание к булгарскому периоду и игнорирование золотоордынского может привести к росту булгарацентризма,  к отказу от этнонима «татары» и разрушению  единства татарского народа.
М.Ш. Шаймиев ответил лично. Ответ глубокий, неравнодушный, эмоциональный. В каждом слове чувствуется колоссальный жизненный опыт, мудрость.

«История современных татар не представляет собой прямую линию одного народа, одного государства», - отметил первый Президент.
«Каждая составляющая самобытной культуры татар бесценна и требует глубокого изучения. Гуннская держава, Тюркский каганат, Великая Болгария, Золотая Орда и многие другие государственные образования есть проявление этой яркой истории. Мы должны бережно относиться ко всему богатому  наследию тюрко-татар и не дробить его по эпохам или отдельным современным народам, отказываясь от общего наследия наших предков и обедняя себя».
Госсоветник подчеркнул, что «крайность исключает широкий спектр культурного богатства и ведет к расточительному отказу от нашего гуманитарного наследия. Булгароцентризм, Ордоцентризм, как и другие однобокие построения деструктивны и разрушают общую историю».
М.Ш. Шаймиев подтвердил решающую роль Золотой Орды в развитии Болгара. Так, он отметил, что «расцвет города Болгар действительно связан с эпохой Золотой Орды, где в 40-50 годы XIII в. располагалась ставка правителей Улуса Джучи и с этим временем связаны основные сохранившиеся архитектурные объекты» (в то же время отметил, что данное городское поселение было основано на рубеже IX-X веков, а в XV веке Болгар выполнял важную духовную функцию).
В ответном письме заявлено и о том, что «одной из составляющих в реализации проекта возрождения Болгар является формирование осмысленного понимания единства татарского мира, имеющего общую и  богатую историю, которая сближает нас, татар, на огромных пространствах Евразии и позволяет сосуществовать с другими народами континента с ощущением собственной гордости и уважения к ним».
Таким образом, М.Ш. Шаймиев сказал свое веское слово, отметив,  что хотя город был основан ранее, но решающую роль в возведении памятников сыграла Золотая Орда.
Особого внимания заслуживают слова о том, что крайности не допустимы, Шаймиев осуждает булгароцентризм и  Болгар призван стать местом единения татар.
В этом смысле замечательно было бы воплотить эту идею. Пусть каждый видит в Болгаре то, что ближе ему, и пусть Болгар не присваивается булгаристами и в целом теми, кто не замечает многокомпонентности татарской истории.
По-моему мнению,  «ордынцы» гораздо более ближе к позиции М.Ш.Шаймиева, так как даже апологеты «ордынского» течения признают все многообразие и сложность татарской истории. А вот среди любителей булгарского периода отвержение всего «небулгарского» весьма распространено.
По сути М.Ш. Шаймиев призвал к сближению позиций, призвал к бережному отношению к нашей общей истории, призвал к тому, чтобы каждый из нас любил нашу общую историю и при этом «не обеднял себя» - не отказывался от всего многообразия тюрко-татарской истории. По сути – это призыв к внутринациональному примирению и единению.
Сразу вспоминается Ризаэтдин Фахретдин, выдающийся богослов, восхищавшийся мусульманским наследием Болгарии и не меньше – Чингиз-ханом и ханами Золотой Орды.
Исторический баланс необходим. В этом плане считаю разумным и справедливым несколько выправить тот крен, который сложился в сторону воспевания эпохи Волжской Болгарии, имеющий место в татарском обществе.
Обнадеживают и слова М.Ш.Шаймиева, сказанные 20 октября 2010 года на презентации академической книги по истории татар, вышедшей на английском языке. «Сегодня столько трудов написано после 1917 года в условиях той идеологии. Теперь нужно исследовать в условиях деидеологизированного общества. Это важное дело. Вспомните Золотую Орду. В 1944 году в условиях Великой Отечественной войны  её история попадает под запрет (Постановлением ЦК ВКП (б) казанским татарам было предписано считать своими предками булгар – прим. И.А.). Вот какое значение придавалось истории. Так нам была продиктована история для потребления, она шла не из наших уст»», -  сказал он.
Возвращаясь  к письму, отмечу, в конце письма М.Ш. Шаймиев написал: «Учитывая Вашу подготовленность, просил бы и дальше сотрудничать по затронутой проблеме».
Думаю, эта фраза адресована не только мне, но и всем, кому дороги историческая память, наша общая история и наше общее будущее.
Поэтому в ближайшее время мы с единомышленниками представим свои конкретные предложения Минтимеру Шариповичу, в Фонд «Возрождение» о возрождении Болгара. Например, там будут наши идеи об обустройстве Дворца хана Бату и о комплексе «Первая столица Улуса Джучи».

Искандер Ахмедов,
член Совета Всемирного Форума татарской молодежи,
член Молодежного парламента Томской области
ОТВЕТ ШАЙМИЕВА ПО БОЛГАРУ