Яндекс.Метрика

Нужны новые лидеры для национального движения — etatar.ru

28 ноября, 2010


Мы продолжаем публиковать интервью из цикла «Татарстан – 2016» газеты “Молодежь Татарстана” 2006 года. На этот раз предлагаем вашему вниманию беседу с заместителем директора Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана, доктором философских наук, одним из инициаторов национального движения Фаритом Султановым.

СТАТУСНОСТЬ КАК САМОЦЕЛЬ

Фото: tataroved.ru

Фото: tataroved.ru

— Фарит Мирзович, с чего начиналось национальное движение и в каком оно положении сейчас?

— Национальное движение стартовало с конца 80-х годов прошлого века. Основной причиной было осознание тяжелого положение татарского языка. Уже позже мы вышли на другие, в том числе, экономические проблемы. Были разные позиции, например, кто-то говорил, что надо просто поднять статус автономии до союзной республики. По сути, мы были второсортной республикой, хотя по численности находились на пятом месте в союзе, по производству тоже были не последними. В народе также жило и живет желание иметь свое государство, которым он уже когда-то обладал. Это чувство передается через многие поколения. «У узбеков, казахов, киргизов есть свое государство», – думали мы, почему же не должно быть у нас, мы ведь как минимум не хуже их?
Причем эти намерения, по крайней мере у многих, не означали выход из России. Речь у нас шла не о валюте, армии и тому подобном – признаках отдельных государств. Акцент был сделан на политических правах, культуре, образовании, экономике. Чтобы не надо было, например, каждый раз спрашивать Москву – открыть эту школу или нет, закрыть эту баню или нет. Скажем, жирность молока у нас не должна была во время СССР превышать три процента…
Номенклатура же наша считала, что национальному движению, интеллигенции нужна власть, поскольку они другими категориями не умели мыслить. В конце концов, они сами этой властью и завладели.

— Но в начале двадцатого века, у татар, например, не было государства, однако они находились на подъеме?

— Все эти люди, которые открывали заводы в Центральной Азии, издавали десятки татарских журналов, газет, строили медресе на свои деньги – все они, в конечном счете, пытались «продвинуть» идею государственности. Такие проекты, как «Идель-Урал», личности, как Гаяз Исхаки, Садри Максуди, Султан Галеев – они все предполагали строительство именно своего государства, пусть не отдельного, но автономного.

— А мне кажется, что национальное движение как тогда, так и сейчас, необязательно должно быть строго связано с политической сферой…

СОВЕТСКИЕ ЦВЕТОЧКИ ДАЛИ ПЛОДЫ

— Здесь я с тобой не согласен. Мы все-таки чего-то добились. Горбачев в конце перестройки уже был готов признать ТАССР союзной республикой, но сам Союз тогда распался. Потом мы подписали договор с Российской Федерацией – это тоже было признанием нашей государственности. Сейчас вот Президент РФ не спешит подписывать новый договор, хотя ничего особо позитивного в нем для нас нет…
Республика открыла свои представительства за рубежом, идет торговля, спорт вот наш узнают за рубежом – то есть какая-то работа по продвижению Татарстана идет. Неизвестно еще, смогут ли будущие власть имущие сделать хотя бы столько. Но, конечно, часто хочется спросить у нынешних руководителей республики: «Если говорить честно, то насколько вы довольны тем, что сделано для народа за последние 15 лет? Не жалеете ли об упущенных возможностях, когда можно было сделать многое за короткий срок?»… Одной из страшных проблем нашей психологии является лицемерие. Это проявляется и в верхушке, и в низах. Двуличие идет с времен Советского Союза, надеюсь в молодежи нового поколения этого не будет. Сейчас многие говорят про то, что язык надо поднимать, развивать и так далее, а у самих, даже у писателей, дети-то и не говорят на родном языке. Не надо говорить того, что не делаешь.

БЕЗВУЗОВОСТЬ НАЦИИ

— Что же ждет национальное движение через десять лет?

— Придет молодежь, новое поколение интеллигенции, хотя, на мой взгляд, ее мало. Все больше заняты зарабатыванием денег и другими делами, далекими от принесения пользы нации. Но ведь такие дела и не делают много людей. Поэтому мы ждем прихода новых кадров, профессионалов в своей области.
Думаю, что новое национальное движение к 2016 году уже проявит себя. Оно должно ставить себе конкретные цели и добиваться их. Самые главные задачи должны лежать в сфере образования. Например, необходимо создать национальный университет. Мы очень долго этого добивались, все было готово, Президент РТ поставил подпись, и в Москве не были против. Было подготовлено много пособий и учебников на татарском языке. И почему-то это дело встало! Не дали нам его создать. В педагогический вуз со старыми кадрами слили Татарский гуманитарный и американские институты и «закрыли дело». Как будто для чтения намаза выделили небольшой пятачок в церкви… Без университета со национальной средой нельзя. Мы сами отдавали детей в татарские гимназии, чтобы они потом учились в этом университете. А его нет, куда они пойдут? Получается, что отсутствие университета автоматически сокращает приток детей в татарские лицеи и гимназии, уменьшает количество тех, кто получает образование в национальной среде. Кто знает, может именно поэтому нам и не дали университет этот создать… Один из наших влиятельных депутатов, видный «татарин», помню, заявил: «А зачем он нужен, что, нельзя по-русски выучиться?».

ГОРОД ДИКТУЕТ СВОИ УСЛОВИЯ

Также необходимо работать с городской молодежью. Появилось новое движение «Узебез», которое начало эту деятельность, и я полностью одобряю их замыслы. Думаю, что у них есть будущее. Село сейчас практически умерло, и весь потенциал переместился в город. Это совершенно другая среда и нужны новые идеи, технологии, мышление, чтобы возродить городскую татарскую культуру. Вот, например, во время акции «Мин татарча сойлэшэм» эти ребята из «Узебез» раздавали небольшой буклет-словарь «Твои первые 150 слов на татарском» – он всем понравился.
Необходимы новые кадры, способные конкурировать с представителями других культур. Многое, безусловно, зависит от самих татар. Ведь и многие русские готовы изучать наш язык, но они не видят примеров. Один русский парень меня спросил: «Мои друзья татары между собой на русском разговаривают, почему я должен говорить с ними на татарском, хотя я и не против?»
Еще одной очень важной составляющей прогресса являются информационные технологии. Понимание этого есть уже у государства и работы по открытию доступ в Интернет в школах ведутся. Появилось множество сайтов на татарском языке и о Татарстане. Телевидение спутниковое появилось, хотя там множество еще нерешенных проблем.
Вообще же в СМИ нет анализа действительности, только обрывочные факты и сводка. В СМИ постоянно любую новость преподносят как супер-достижение, понятия не имея и даже не пытаясь понять, что же это может в действительности значить. Похвалы вместо изучения проблемы являются признаком необразованности и недалекости тех, кто их произносит. Нет связи между фактами, представления проблем без навязывания мнения. Ситуацию можно кратко обрисовать словами моего знакомого: «Чтобы пьяные не трезвели и бедные не богатели».

ГЛОБАЛИЗИРУЙСЯ И ВЫБИРАЙ

— Должны ли мы учитывать какие-то общемировые тенденции или замкнуться в своей среде?

— Вне всяких сомнений, глобализацию должны учитывать все народы. Мы должны занять свое достойное место в Евразии. Думаю, что наш народ не исчезнет. Одним из элементов сохранения наций была и есть вера. Коммунисты правильно поняли всю ее важность и поэтому пытались ее истребить и заменить ее новой атеистической религией. Сейчас ситуация лучше, но все равно искренне верующих, на мой взгляд, мало. Даже религиозным руководителям, постоянно ссорящимся между собой, Минтимер Шарипович как-то напомнил о том, что в Коране приветствуется мир и согласие. К сожалению, пока в религиозной сфере многие муллы в силу своего образования занимаются только бытовым, обрядовым обслуживанием общин. Надо, чтобы появились новые кадры, обладающие знаниями в разных областях. Люди, которые могут что-то объяснить с исламской точки зрения, дать свою интерпретацию событиям на высоком уровне, дать для учеников школ и училищ дополнительные занятия не хуже чем в средней школе.
В контексте мировых интеграционных процессов для нас также важны юридические аспекты. Например, есть разница между понятиями «права народов» и «права человека». Москву, конечно, права народов не очень-то волнует.

— В рамках каких институтов должно действовать национальное движение в 2016 году?

— Я считаю, что движению «Узебез», например, необходимо к этому времени стать политической партией. Итоги различных выборов все больше зависят от политических партий. Нужно возродить традицию первых двух Дум в России, когда татарские представители поднимали вопросы, касающиеся татар и отстаивали права нашего региона. Сейчас ведь реально от наших депутаты пользы для народа нет. Здесь имеются в виду интересы всех жителей Татарстана, не только титульной нации. У нас, например, в Татарском общественном центре были и еврейская секция, и русская, и чувашская и другие. Национальное движение должно представлять всех татарстанцев, потому что проблемы у всех общие.
Нужны новые лидеры для национального движения, старым уже пора уйти, они мешают развитию. Молодежь должна родить из своей среды интеллектуалов, способных правильно оценить действительность и действовать ради народа, а не в своих личных целях.

Ильшат Саетов



Имена всех 90 номинантов «Татар Жыры-2010» раскрыты!
Внимание! Полным ходом идет голосование за номинантов фестиваля «Татар Жыры-2010». Оргкомитетом фестиваля объявлены все 90 номинантов «Татар Жыры-2010».
Талантливые татарские артисты ждут вашей поддержки. Если вы хотите помочь любимому исполнителю завоевать заветную статуэтку «Алтын Барс», голосуйте. Чем активнее вы принимаете участие в голосование, тем больше шансов на победу у номинанта. Голосование проходит на сайте «TATAR RADiOSI», в группе «Татар Жыры-2010»  vkontakte.ru. Здесь для каждой номинации создан свой опрос. Регистрируйтесь! Добавляйтесь в друзья! Определяйте победителей!
«Татар Жыры» - выбери свою музыку!
Источник:  Пресс-служба сети радиостанций «TATAR RADiOSI»
Пресс-служба фестиваля «Татар Жыры-2010» публикует полный список номинантов на победу во всех 30 номинациях:
1. 2010 нчы елның популяр җыры (хатын-кызлар арасында)
  • Диләрә Илалтдинова "Һаман яратам"
  • Венера Шәмиева "Яшәү шатлыклары"
  • Әлфинә Әзһәмова "Тик син"
2. Иң яхшы танцеваль проект (хатын-кызлар арасында)
  • Алинә Бәширова "Ялган"
  • Иркә "Тап - тап"
  • Ландыш Нигъмәтҗанова "Карама минем якка"
3. Яшьләр проекты
  • Иркә "Кагылма"
  • Ләйсән Гыймаева "Рәхәт"
  • Сөмбел Билалова "Газаплыйсың нигә?"
4. Иң яхшы видеоклип (хатын-кызлар арасында)
  • Ильвина "Моңнар ява"
  • Гөлназ Солтанова "Иртәнге манзара"
  • Эльвира Хамматова "Кавыштыр мәхәббәт"
5. Иң яхшы танцеваль проект (ир-егетләр арасында)
  • Мунир Рахмаев "Яшьлек тавышы"
  • Радик Яруллин "Көзләрем сап-сары сагыштан"
  • Салават Миңнеханов "Син генә"
6. Иң яхшы котлау җыры
  • Резидә Кадыйрова "Бәхеттә-шатлыкта"
  • Гөлназ Сираева "Туганлыкларның көче"
  • Хәния Фәрхи "Аңлыйсыңмы"
7. 2010 нчы елның романтик җыры
  • Габделфәт Сафин "Ятларга калдырма"
  • Илсур Сафин "Сөюем бакчасы"
  • Илшат Вәлиев "Яратасым килеп тора"
8. Иң яхшы дуэт
  • Алсу Хәбибуллина - Илназ Минвәлиев "Сагышланма"
  • Ләйсән Гыймаева - Булат Бәйрәмов "Җанашым"
  • Гүзәл Уразова - Илдар Хәкимов "Яшәргә көч биреп яшисең"
9. Иң яхшы саундтрек
  • Раяз - Илдар - Мунир Дөнья тоткалары ("Яңа ел кичендә" фильмыннан)
  • Алинә - Эльнара - Ильвина "Яратасым килә" ("Яңа ел кичендә" фильмыннан)
  • Илназ Сафиуллин - Шәкүр "Минем заманам" ("Минем заманам" фильмыннан)
10. 2010 нчы елның ин яхшы хиты
  • Ринат Рахматуллин "Тукта, янгыр"
  • Лейсан Гимаева - Булат Байрамов "Жанашым"
  • Ильназ Бах "Анла йорэгемне"
11. Иң яхшы видеоклип (ир-егетләр арасында)
  • ИльСаф "Никахсыз сою"
  • Салават Миннеханов "Онытма мине"
  • Ильдар Ахметов "Гомер генэ бер бортек"
12. 2010 нчы елның популяр җыры (ир-егетләр арасында)
  • Булат Нигматуллин "Зэнгэр кузлэр"
  • Илдар Әхмәтов "Гомер гене бер бортек"
  • Ленар Сайфиев "Сер булмасын эле"
13. Халык мәхәббәте (ир-егетләр арасында)
  • Нафкат Нигматуллин "Тип, йорэгем"
  • Габделфат Сафин "Мин сине бирмэмен ятларга "
  • Салават "Юк, юк"
14. Ел ачышы
  • Эмиль Айзатулла "Куз нурым"
  • Мурат Гайсин "Ярны ташламагыз"
  • Алия Шарафутдинова "Ярый эле син бар"
15. Халык мәхәббәте (хатын-кызлар арасында)
  • Зәйнәп Фәрхетдинова "Ярату"
  • Гүзәл Уразова "Күк сирень"
  • Вәсилә Фәттахова "Бәхетебез бикле ятмасын"
16. Халыкчан җырчы (ир-егетләр арасында)
  • Зөфәр Билалов"Ашыкма  дөньядан китәргә"
  • Илназ Минвәлиев "Чын сөюме бу?"
  • Рөстәм Закиров"Әткәйне юксыну"
17. Халыкчан җырчы (хатын-кызлар арасында)
  • Хәния Фәрхи "Юк, кирәкми, килмә"
  • Зәйнәп Фәрхетдинова   "Талым ялгыз"
  • Гүзәл Уразова "Күк сирень"
18. 2010 нчы елның популяр җыры
  • Илнар Сәйфиев "Дуслар - дускайлар"
  • Айдар Галимов "Гомер буйлап барам"
  • Илназ Баһ "Аңла йөрәгемне"
19. 2010 нчы елның музыкаль ташкыны
  • Ленар Сәйфиев  "Сер булмасын әле"
  • Ринат Рахматуллин  "Тукта, яңгыр"
  • Миргаяз Шәрәфиев "Гомер язы"
20. 2010 нчы ел җырчысы (хатын-кызлар арасында)
  • Зәйнәп Фәрхетдинова "Талым ялгыз"
  • Гүзәл Уразова "Күк сирень"
  • Хәния Фәрхи "Юк, кирәкми, килмә"
21. 2010 нчы ел җырчысы (ир-егетләр арасында)
  • Салават "Юк, юк"
  • Габделфәт Сафин "Мин сине бирмимен ятларга"
  • Айдар Галимов "Гомер буйлап барам" 
22. Иң яхшы эстрада җыр театры
  • Айдар Галимов 
  • Салават
  • Габделфәт Сафин
23. Кабатланмас тавыш
  • Ильвина "Таң атканда"
  • Алинә Шәрипҗанова "Ашыктырма, гомер"
  • Резидә Шәрәфиева "Тәгәри китте йомгагым"
24. Иң яхшы альбом (хатын-кызлар арасында)
  • Хәния Фәрхи альбом - "Гомерләрне үлмәс җыр итәек"
  • Әлфинә Әзһәмова альбом - "Мәхәббәт булмаса дөньяда"
  • Гүзәл Уразова альбом - "Бәхетле итә алдың"
25. Иң яхшы альбом (ир-егетләр арасында)  
  • Габделфәт Сафин альбом - "Саумы, Казан, саумы, Татар иле"
  • Нәфкать Нигъмәтуллин альбом "Сандугач моңы"
  • Салават  альбом "22 сезон"
26. Иң яхшы лирик җыр
  • Ильвина  "Таң атканда"
  • Ләйсән Гимаева "Мөлдерәмә тулы хисләр"
  • Дилә Нигъмәтуллина "Йөрәгем"
27. Ел төркеме
  • Илнур-Айрат "Әсир иттең йөрәгемне"
  • "Казан егетләре" "Җәй айлары"
  • "Эссе" "Авылга"
28 Тамашачы мәхәббәте
  • Илназ Баһ "Аңла йөрәгемне"
  • Айдар Галимов "Гомер буйлап барам"
  • Раяз Фасихов   "Сиңа"
29. Татар радиосының махсус бүләге 
  • Салават "Әнкәй, сиңа мең рәхмәт"
  • ИлСаф "Никахсыз сөю"
  • Илнар Сәйфиев "Яшь бара бит, егетләр"
30. Телевизион тамашачы мэхэббэте
  • Резидә Шәрәфиева "Тәгәри китте йомгагым"
  • Рәсим Низамов "Яңа таңнар көтә"
  • Алсу Әбелханова "Сорама хәлләремне"

Голосуйте за номинантов здесь.
Имена всех 90 номинантов «Татар Жыры-2010» раскрыты! — TATAR RADiOSI

Читать полностью
Уже продолжительное время потрясенная страна следит за ситуацией в станице Кущевской. Там банда Цaпков откровенно зaхватила влaсть и рaспоряжалась жизнью 35 тысяч человек. Мeстная милиция им прислуживала. На тeх, кто протестовал, «шили» уголовные дeла и прятали в психиатрические лечебницы. Количество изнасилований перешло за две сотни, и никому до этого ни в руководстве субъекта Федерации, ни в федеральном центре не было дела. Это, безусловно, модельная для страны ситуация.
По телевизору выступают руководители района с бегающими глазами и явно боящиеся только одного, как бы эти Цапки не почувствовали, что районное начальство может выступить против них. Вся станица запугана. Руководитель отдела районного образования и учительницы говорят наперебой, какие хорошие ребята были в банде Цапков, чуть ли не ангелы, ну и что, немного всех били и насиловали, так это можно потерпеть. Отъевшийся начальник РОВД после убийства 12 человек, в том числе четырех детей, рассуждает, что в станице нормальная атмосфера.
Никакой власти, или даже, наоборот, откровенно бандитская власть. На вопрос, где же были хваленые казаки, изгибающийся, вертлявый лидер местных казаков говорит, что все спокойно, все хорошо. Обозреватель-государственник Максим Шевченко ответил, что все эти казаки ряженые, настоящих казаков давно выслали в тридцатых годах, теперь там живут одни приезжие, и они все запуганы до дрожи. Цепкие царьки Цапки творили в станице все что хотели. Глава района, трясясь от страха, стал говорить о том, что Кубань производит 7 миллионов тонн зерна, здесь живут труженики, как будто это дает право резать детей.

Фото: Reuters
Фото: Reuters
О чем свидетельствует ситуация вокруг станицы Кущевской? В криминально-феодальной стране в принципе невозможны никакая модернизация и никакая демократия. Какая тут модернизация, лишь бы не изнасиловали. Небольшая банда терроризировала всех десять лет. И власть это устраивало. Медведев несколько лет говорит о власти закона, уже близок конец его срока. Все на уровне прекраснодушных тезисов и переименования милиции в полицию. Какое право? «Кущевское» право, «кущевский» закон. Собственно говоря, криминализация – это процесс, если с ним не бороться, более того, если бороться с его противниками (например, журналистами), то он будет закономерно все усиливаться, и страна неизбежно рухнет. Сколько осталось? Кто в 1984 году думал, что через шесть лет СССР развалится как карточный домик? Кроме Амальрика, никто. Помню, недавно все удивлялись ильму Балабанова «Груз-200». Ситуация оказалась пророческой. Да и последний «Кочегар» недалеко ушел, Сопротивляется бандитам якут, Герой России, которому нечего терять. Этот якут пишет книгу, как пришли люди из России, изнасиловали жену у якута, а его самого долго били. И Россия ничего не дала герою за его подвиг. Ни одна страна долго не может выдерживать подобной хищнической системы управления. Для Татарстана будет большой удачей, если он без потерь выскочит из этой «потенциальной ямы». Банда Цапков просто ярко высветила точку, в которой страна находится. Страна деморализована и запугана бандитами. Если не будут предприняты экстраординарные меры, вся Россия превратится в станицу Кущевскую.
В Татарстане такое было бы невозможно благодаря патерналистской модели управления, еще более или менее ориентирующейся на моральные ценности. Беспределыциков Цапков просто грохнули бы, так как они своим беспределом несут угрозу системе. Вспомним, как Шаймиев проводил реформу «водочного» бизнеса. Он поставил цель – железной рукой создать госмонополиста «Татспиртпром», «иначе они там все перестреляют друг друга». Пусть водка стала менее качественной, но монополизм и огосударствление бизнеса лишили откровенно беспредельные криминальные группы финансовой базы. Это, конечно, не соответствует законам либерального рынка, но зато вводит деятельность в рамки полууголовных «понятий», которые лучше, чем лишившиеся мало-мальского сознания от шальных денег бандиты. Наверное, лучше дед Хасан, чем Цапки.
Самое главное, в стране не видно политических сил, которые могли бы поставить моральный заслон все большей «бандитизации» власти по кущевскому варианту. Правосознание не растет, так как власть не признается справедливой. Население не хочет бороться, «народ безмолвствует». Возможно, в Татарстане возникнет какой-то очаг сопротивления элиты, когда начнут изымать в чье-то частное владение ту же «Татнефть». С этой точки зрения Татарстану необходимо форсировать процесс присоединения к республике Ульяновской и Кировскои областей, Марий Эл. То есть когда Россия вследствие того, что процессы криминализации перейдут точку невозврата, начнет испытывать сильнейшее напряжение, «агломерация» Татарстана может стать более или менее жизнеспособной самоуправляющейся территорией и даже точкой сборки нового жизнеспособного государства, Татарско-Русской республики.
Коррупция в стране быстро растет. Например, еще десять лет назад «откаты» составляли 2 – 3%, сейчас 50 – 60%. То есть средний рост аппетитов на «откаты» идет где-то на 10% в год. Это означает, что уже через 5 лет они могут составить 90%, и никакая экономичесекая операция будет невозможна, будет возможна только деградация экономики. Осознание этого тупика неизбежно приведет к желанию страны отделиться от федеральной столицы, которая блокирует любую позитивную деятельность в провинции. Уже через 5 лет страна может вступить в системный кризис, выход из которого может быть только в распаде России на несколько частей. И никакой силовой вариант воздействия не сможет предотвратить эту дезинтеграцию.
Это будет вопрос выживания для провинции, сейчас Москва существует за счет паразитирования на регионах, и для регионов жизненно важной, спасительной политикой может стать только политика отделения от столицы, потому что система с откатами в 90% экономически бесперспективна. Москва сама своим сверхпаразитированием выталкивает регионы России из страны. Буржуазия в регионах, безотносительно к национальности, вынуждена будет сплачиваться, чтобы защитить свои экономические интересы от казарменной «неопродразверстки». Ленин в свое время создавал «казарменный социализм», сегодня Москва насаждает «казарменный капитализм», и это только катализирует процесс развала страны.
Маркс писал, что при 300% прибыли нет такого преступления, на которое не решился бы капитал. Буржуазия регионов, чтобы спасти свой бизнес, будет вынуждена радикализироваться. Собственно говоря, у Татарстана через 5 – 6 лет скорее всего будет только одна возможность развития – это создание штатов Идель-Урал со столицей в Казани и интегрирование этих штатов в Европейский Союз. Это если современная федеральная политика будет продолжаться в прежнем «гиперцентралистском» направлении. Иной вариант развития – если Медведев найдет в себе силы проводить реальную демократизацию и модернизацию, реально создавать средний класс, поддерживать мелкий и средний бизнес, основу любого цивилизованного государства. Если Москва станет центром демократического процесса, похоронит традиционную роль «жандарма России». Конечно, здесь тоже есть свои опасности, демократизация должна быть «сильной», последовательной, не «слабой», как при Горбачеве, чтобы не возникло смуты.


Рашит Ахметов
Страх — Звезда Поволжья(передовица)