Яндекс.Метрика

Имя народа – не пустой звук — Дыхание земли

26 декабря, 2011
19 апреля 2006
 

Имя народа – не пустой звук
«…потомки этих булгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык – татарским. Хотя это не больше, чем камуфляж».
Лев Гумилев
Шевкид Медихатович Богданов (Шаукат Булгари) – первый житель Ульяновской области, которому удалось официально записать в пятую графу своего тогда еще серпасто-молоткастого паспорта вместо обычного «татарин» другое, подлинное название своего народа – «булгар». Шевкид Богданов стал основателем ульяновской просветительской общественной организации «Булгарское возрождение». А недавно состоялась презентация сборника статей «Булгарская цивилизация – наше наследие» (см. ДЗ №13 за 12.04.06), составителем и редактором которого был Шевкид Богданов. Что означает для народа его имя? Почему некоторые его представители готовы посвятить жизнь возвращению древнего названия? Сегодня Шевкид Богданов (Шаукат Булгари) – у нас в гостях
— Шевкид Медихатович, неужели название для народа так важно? Говорят: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь». Раз уж такое название – «татары», – исторически утвердилось за вашим народом, зачем бороться за право называться «булгарами»? Есть ли в этом смысл?
— Какие же мы татары, если у нас с монголами (с которыми в действительности связан этот этноним) нет ничего общего ни в антропологическом, ни в языковом, ни в культурном смысле? И вовсе не «исторически» это утвердилось. Иван Грозный, завоевав Казань, принял на себя титул государя булгарского, а не «татарского». И в старинной энциклопедии Брокгауза и Ефрона говорится, что термин «татары» – историческое недоразумение. Это прямо или косвенно подтверждают все русские историки, начиная от Татищева с Карамзиным. Многие поколения до 1917 года, и даже – после, не называли себя татарами. «Булгары» или «мусульмане», – так говорили они о себе.
Имя – это не пустое сотрясение воздуха. Как не вспомнить здесь слова идеолога фашизма Геббельса, который изрек, что, если у народа отнять историю, то он превращается в стадо баранов. А Александр Пушкин говорил, что неуважение к предкам есть признак дикости и безнравственности. Мы наследники великой и древней культуры. Первый в Европе университет был открыт здесь, на территории Волжской Булгарии, еще в 1080 году, и сюда приезжали учиться из других мусульманских стран! Астроном Сейфи Сараи аль-Булгари за полтора столетия до Коперника заявил, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Ученые, поэты, теологи, философы… Отрекаясь от имени, мы отрекаемся и от этого богатейшего наследия. В XIII веке государство волжских булгар, как и Русь, подверглось набегу монголо-татар. Наших предков постигло одно и то же несчастье.
«Татары» – собирательный термин. Так было принято называть все тюркские народы, пришедшие сюда вместе с монголами. И те, которые позже подпали под их власть. А спустя века понятие стало еще более расплывчатым. Если вспомните «Кавказский пленник» Льва Толстого, то у него и на Кавказе – «татары».
— Лесков в «Очарованном страннике» под «татарами» описывает, кажется, казахов. «Татары» у него кочуют по степи и живут в юртах…
— Все правильно. Только другие народы сумели вернуть себе исторические названия. И казахи, и лезгины, и авары. Уже в новейшее время к названию «Якутия» добавилось «Саха», рядом с названием «Северная Осетия» стали писать: «Алания». А нашу территорию как после 1917 года назвали «Татарской АССР», так мы с этим именем и живем. Возможно, это было сделано из соображений борьбы с религией…
— И в этом, кажется, Советская власть преуспела. Даже традиционные мусульманские имена охотно стали заменяться именами (даже фамилиями) героев Французской революции (Марат, Жан, Марсель), римских богов (Марс, Венера), просто западноевропейскими именами (Альберт, Эдуард)…
— Ну, это из той же серии, что и Вилор, Сталина, Трактор или… Даздраперма.
— Не могу обойти стороной и такой вопрос. Рост национального самосознания – это хорошо. Но не порождает ли это экстремизм, межнациональную рознь?
— Все как раз наоборот. Название «татары» как раз и содержит в себе агрессию, экстремизм. Многие с гордостью (и совершенно необоснованно) заявляют: «Мы
русских 300 лет… топтали!». (Я несколько смягчил выражение). Или: «Эляр тарсанар татарлар сундыкен!» Вы поняли? (Я не понял – А.Ю.) «Пускай знают, кто такие татары!» А когда наши паломники отправляются в Мекку, им даже священнослужители советуют не называть себя татарами, лучше – «русскими мусульманами». Иначе – отношение соответствующее. «Татары» для арабов и других мусульман – это разрушители, исчадия ада, враги ислама, библейские народы «гога и магога», предвестники конца света… Называясь «татарами», люди ошибочно считают себя наследниками завоевателей – татаро-монголов. На самом деле мы – потомки мирной (и высокой) цивилизации, не воевавшей с Русью, а в целом благополучно с ней соседствовавшей, торговавшей…
— В городе Булгаре, столице страны, был целый русский квартал.
— И не только русский. Был армянский квартал. Армянский камень и положил начало моим историческим изысканиям. Когда впервые я попал в село Болгары (место, где была столица страны, город Булгар), это было в 1967 году, я обратил внимание на камень в основании Богоявленской церкви, исписанный по-армянски. Сфотографировал, отправил фото в Ереван, в Академию Наук. Оттуда ответили, что это надгробный камень с могилы армянского купца.
— Разговор о Волжской Болгарии (Булгарии) заставляет вспомнить и о другой Болгарии, дунайской. Поддерживает ли ваша общественная организация отношения с представителями этой страны?
— Конечно! Дунайских болгар мы считаем кровными братьями. Когда-то единый с нами народ, обосновавшись на Балканском полуострове, перенял славянские язык и обычаи, принял христианство, но сохранил свое имя. В Болгарии живо интересуются нашим историческим и культурным наследием, поддерживают отношения с общественным движением «Туган Тел» («Родная речь»). В Софии издаются книги, исследования по истории Волжской Булгарии. И вот уж в Болгарии дунайской нас точно не принимают за татар! Культурная общественность страны считает необходимым наладить культурные связи с Поволжьем. Многие болгары желали бы посетить наши места, посмотреть на остатки булгарских городищ, которых много и в Ульяновской, и в Самарской областях, и в Татарстане. Мы уже начали работать в этом направлении с «Симвес-туром», а археолог Юрий Семыкин сейчас как раз занят разработкой маршрутов.
— Каким вам видится будущее вашей организации?
— Когда люди осознают важность возвращения себе подлинного исторического имени, когда название «Булгария» появится сначала хотя бы рядом со словом «Татарстан» (Как «Саха – Якутия»), а затем и вытеснит его, тогда можно будет и распустить нашу общественную организацию. Все-таки имя народа – это не пустой звук. В имени – все его прошлое. А без прошлого нет будущего.

Записал Алексей Юхтанов

Новости оперативно узнаем в нашем телеграм-канале.


В Центре развития национальных культур Ульяновска прошел литературно-музыкальный вечер под названием «Пушкин – Тукай, Болдино – Кырлай».
Организованный творческим коллективом татарского культурного центра, вечер был посвящен 121-летию со дня рождения Габдуллы Тукая, в нем приняли участие преподаватели татарского языка из школ районов области, школьники и активисты национального движения.
Директор татарского культурного центра Гульсина Герасимова ознакомила собравшихся с жизненной и творческой биографией поэта, заметив при этом, что в духовном наследии, в творчестве Тукая очень много схожего с великим русским поэтом Александром Пушкиным.
Стихи Тукая разных лет прочла Розалия Матросова, затем она поделилась своими впечатлениями от посещения музея Г.Тукая в селе Тукай-Кырлай в Татарстане. А учащиеся татарских классов школы №28 Ульяновска представили литературно-музыкальную композицию. Солистки народного ансамбля «Сембер» Гульфия и Гульсина Шарюковы исполнили на празднике поэзии Тукая популярные эстрадные песни.
Мероприятие завершилось исполнением татарского национального гимна «Туган тел».
В Ульяновской области прошли вечера поэзии Габдуллы Тукая — Татар-информ

21 сентября 2007
19 сентября в мэрии Ульяновска состоялось совещание по архитектурному облику города, на котором был рассмотрен вопрос об установке памятника поэту, учёному и мыслителю 12-13 веков Кулгали.
Председатель Совета Ульяновской просветительской организации «Булгарское возрождение» Шаукат Богданов и председатель Ульяновского областного татаро-башкирского общественного движения «Туган тел» («Родная речь») Махмут Хайруллин подчеркнули, что памятник будет создаваться на народные средства.
В июле будущего года исполняется 825 лет со дня рождения Кулгали, жившему в древнем государстве Волжская Булгария. Так как Волжская Булгария существовала на территории современной Ульяновской области, а произведения и изречения Кулгали известны своей веротерпимостью, толерантностью и миролюбием, то представители многонациональной ульяновской общественности считают установку памятника нашему великому предку пропагандой необходимых современному обществу идей гуманизма.
Вице-мэр Александр Букин, главы районов, директора муниципальных предприятий и остальные участники совещания единодушно поддержали данную инициативу и определили место установки монумента – перекрёсток улиц Орлова и Красноармейской. Александр Букин дал поручение специалистам подготовить проектно-сметную документацию на фундамент, пьедестал и освещение. К моменту появления памятника территория вокруг него будет благоустроена, а фасад расположенного рядом Центра детского творчества – обновлён. Установка нового памятника будет приурочено к празднованию 360-летия Симбирска-Ульяновска.