Яндекс.Метрика

Книга – лучший подарок — Ульяновск сегодня

26 декабря, 2011
4 марта 2011
 

В Ульяновске День дарения прошел уже в шестой раз. Городские библиотеки смогли пополнить свои книжные фонды с помощью неравнодушных жителей. Желающих помочь оказалось не так уж мало. Начиная от мэра Александра Пинкова, депутатов Ульяновской Городской Думы, представителей бизнеса и заканчивая обычными горожанами.
Библиотеки есть практически в каждом избирательном округе, поэтому депутаты городского парламента приняли активное участие в такой важной акции, как День дарения, помня, что лучший подарок – это книга. В 17-й библиотеке к этому дню готовились серьезно. Постоянные читатели репетировали концертные номера, а сотрудники библиотеки накрывали столы для чаепития. Может быть, поэтому День дарения здесь прошел очень тепло.
Айрат Исламович Ибрагимов уже более чем полвека является читателем этой библиотеки. Книга в его
жизни имеет огромное значение, и сам он тоже выпустил книгу. А недавно Айрату Исламовичу исполнилось 75 лет. На Дне дарения его и других читателей-юбиляров поздравил депутат Ульяновской Городской Думы Игорь Любченков (депутатская группа «Единая Россия»). Собравшиеся не ожидали такого внимания и признавались, что им приятно получить подарки из рук народного избранника. Кроме того, Игорь Любченков передал несколько десятков различных книг в дар библиотеке №17.


30 апреля 2004


Главе администрации
Ульяновской области
В.А.Шаманову
Уважаемый Владимир Анатольевич!
 

Мусульмане г.Ульяновска и области обеспокоены судьбой исторических памятников мусульманской архитектуры – комплекса зданий исторической мечети 1850-1870 годов постройки, расположенного по улице Федерации, 35-37.
Вынуждены обратиться к вам за содействием в передаче этих зданий мусульманам в лице Центрального Духовного Управления мусульман Ульяновской области.
Наше обращение по этому вопросу к бывшему главе администрации Ульяновской области не нашло своего законного разрешения.
Дело в том, что, согласно распоряжению Президента РФ от 23.04.1993 г. № 281 РП и Постановлению Правительства РФ от 06.05.1994 г. № 466, а также распоряжению главы администрации Ульяновской области от 27.09.1993 г. № 949-Р, вышеуказанные культовые сооружения и здания должны были быть переданы мусульманской религиозной организации по принадлежности.
Однако, в нарушение указанных распоряжений, до сегодняшнего времени в самом здании исторической мечети располагается пекарня. От постоянной вибрации работающих агрегатов здание мечети разрушается.
Другое здание из этого комплекса является бесхозным, пустует, подвергается значительным разрушениям и без значительных капитальных вложений к эксплуатации непригодно.
Дворовые постройки исторической мечети находятся во владении АО “Темп”, которое также отказывается освободить их.
В расположенном здесь же двухэтажном деревянном здании – дом № 35 – размещается Ульяновское областное отделение Исламского культурного центра России. Это здание также долго пустовало, разрушалось. Ульяновское областное отделение Исламского культурного центра его отремонтировало и в настоящее время использует на правах аренды.
К сожалению, председатель РДУМ Ульяновской области г-н Сулейманов С.Ю. предпринимает все попытки выселить их из этого здания, а само здание продать, что совершенно недопустимо.
Это здание, по существу, построено на деньги (пожертвования) прихожан Центральной мечети и благотворительную помощь. Прихожане Центральной мечети намерены его отремонтировать и эксплуатировать по своему усмотрению.
В одном из зданий могли бы разместить татарскую областную организацию “Туган-Тел”, которая не имеет пристанища.
Уважаемый
Владимир Анатольевич!
Убедительно просим вас решить вопрос о передаче вышеперечисленных зданий и прилегающих к ним территорий Центральному Духовному Управлению мусульман Ульяновской области, так как мы обеспокоены их нынешним состоянием и готовы восстановить и содержать их в надлежащем виде.
(Обращение печатается с сокращением).
С уважением и надеждой на положительное решение данного вопроса, мусульмане г.Ульяновска и Ульяновской области
Письмо в номер

19 апреля 2006
 
Имя народа – не пустой звук
«…потомки этих булгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык – татарским. Хотя это не больше, чем камуфляж».
Лев Гумилев
Шевкид Медихатович Богданов (Шаукат Булгари) – первый житель Ульяновской области, которому удалось официально записать в пятую графу своего тогда еще серпасто-молоткастого паспорта вместо обычного «татарин» другое, подлинное название своего народа – «булгар». Шевкид Богданов стал основателем ульяновской просветительской общественной организации «Булгарское возрождение». А недавно состоялась презентация сборника статей «Булгарская цивилизация – наше наследие» (см. ДЗ №13 за 12.04.06), составителем и редактором которого был Шевкид Богданов. Что означает для народа его имя? Почему некоторые его представители готовы посвятить жизнь возвращению древнего названия? Сегодня Шевкид Богданов (Шаукат Булгари) – у нас в гостях
- Шевкид Медихатович, неужели название для народа так важно? Говорят: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь». Раз уж такое название – «татары», – исторически утвердилось за вашим народом, зачем бороться за право называться «булгарами»? Есть ли в этом смысл?
- Какие же мы татары, если у нас с монголами (с которыми в действительности связан этот этноним) нет ничего общего ни в антропологическом, ни в языковом, ни в культурном смысле? И вовсе не «исторически» это утвердилось. Иван Грозный, завоевав Казань, принял на себя титул государя булгарского, а не «татарского». И в старинной энциклопедии Брокгауза и Ефрона говорится, что термин «татары» – историческое недоразумение. Это прямо или косвенно подтверждают все русские историки, начиная от Татищева с Карамзиным. Многие поколения до 1917 года, и даже – после, не называли себя татарами. «Булгары» или «мусульмане», – так говорили они о себе.
Имя – это не пустое сотрясение воздуха. Как не вспомнить здесь слова идеолога фашизма Геббельса, который изрек, что, если у народа отнять историю, то он превращается в стадо баранов. А Александр Пушкин говорил, что неуважение к предкам есть признак дикости и безнравственности. Мы наследники великой и древней культуры. Первый в Европе университет был открыт здесь, на территории Волжской Булгарии, еще в 1080 году, и сюда приезжали учиться из других мусульманских стран! Астроном Сейфи Сараи аль-Булгари за полтора столетия до Коперника заявил, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Ученые, поэты, теологи, философы… Отрекаясь от имени, мы отрекаемся и от этого богатейшего наследия. В XIII веке государство волжских булгар, как и Русь, подверглось набегу монголо-татар. Наших предков постигло одно и то же несчастье.
«Татары» – собирательный термин. Так было принято называть все тюркские народы, пришедшие сюда вместе с монголами. И те, которые позже подпали под их власть. А спустя века понятие стало еще более расплывчатым. Если вспомните «Кавказский пленник» Льва Толстого, то у него и на Кавказе – «татары».
- Лесков в «Очарованном страннике» под «татарами» описывает, кажется, казахов. «Татары» у него кочуют по степи и живут в юртах…
- Все правильно. Только другие народы сумели вернуть себе исторические названия. И казахи, и лезгины, и авары. Уже в новейшее время к названию «Якутия» добавилось «Саха», рядом с названием «Северная Осетия» стали писать: «Алания». А нашу территорию как после 1917 года назвали «Татарской АССР», так мы с этим именем и живем. Возможно, это было сделано из соображений борьбы с религией…
- И в этом, кажется, Советская власть преуспела. Даже традиционные мусульманские имена охотно стали заменяться именами (даже фамилиями) героев Французской революции (Марат, Жан, Марсель), римских богов (Марс, Венера), просто западноевропейскими именами (Альберт, Эдуард)…
- Ну, это из той же серии, что и Вилор, Сталина, Трактор или… Даздраперма.
- Не могу обойти стороной и такой вопрос. Рост национального самосознания – это хорошо. Но не порождает ли это экстремизм, межнациональную рознь?
- Все как раз наоборот. Название «татары» как раз и содержит в себе агрессию, экстремизм. Многие с гордостью (и совершенно необоснованно) заявляют: «Мы
русских 300 лет… топтали!». (Я несколько смягчил выражение). Или: «Эляр тарсанар татарлар сундыкен!» Вы поняли? (Я не понял – А.Ю.) «Пускай знают, кто такие татары!» А когда наши паломники отправляются в Мекку, им даже священнослужители советуют не называть себя татарами, лучше – «русскими мусульманами». Иначе – отношение соответствующее. «Татары» для арабов и других мусульман – это разрушители, исчадия ада, враги ислама, библейские народы «гога и магога», предвестники конца света… Называясь «татарами», люди ошибочно считают себя наследниками завоевателей – татаро-монголов. На самом деле мы – потомки мирной (и высокой) цивилизации, не воевавшей с Русью, а в целом благополучно с ней соседствовавшей, торговавшей…
- В городе Булгаре, столице страны, был целый русский квартал.
- И не только русский. Был армянский квартал. Армянский камень и положил начало моим историческим изысканиям. Когда впервые я попал в село Болгары (место, где была столица страны, город Булгар), это было в 1967 году, я обратил внимание на камень в основании Богоявленской церкви, исписанный по-армянски. Сфотографировал, отправил фото в Ереван, в Академию Наук. Оттуда ответили, что это надгробный камень с могилы армянского купца.
- Разговор о Волжской Болгарии (Булгарии) заставляет вспомнить и о другой Болгарии, дунайской. Поддерживает ли ваша общественная организация отношения с представителями этой страны?
- Конечно! Дунайских болгар мы считаем кровными братьями. Когда-то единый с нами народ, обосновавшись на Балканском полуострове, перенял славянские язык и обычаи, принял христианство, но сохранил свое имя. В Болгарии живо интересуются нашим историческим и культурным наследием, поддерживают отношения с общественным движением «Туган Тел» («Родная речь»). В Софии издаются книги, исследования по истории Волжской Булгарии. И вот уж в Болгарии дунайской нас точно не принимают за татар! Культурная общественность страны считает необходимым наладить культурные связи с Поволжьем. Многие болгары желали бы посетить наши места, посмотреть на остатки булгарских городищ, которых много и в Ульяновской, и в Самарской областях, и в Татарстане. Мы уже начали работать в этом направлении с «Симвес-туром», а археолог Юрий Семыкин сейчас как раз занят разработкой маршрутов.
- Каким вам видится будущее вашей организации?
- Когда люди осознают важность возвращения себе подлинного исторического имени, когда название «Булгария» появится сначала хотя бы рядом со словом «Татарстан» (Как «Саха – Якутия»), а затем и вытеснит его, тогда можно будет и распустить нашу общественную организацию. Все-таки имя народа – это не пустой звук. В имени – все его прошлое. А без прошлого нет будущего.

Записал Алексей Юхтанов
Имя народа – не пустой звук — Дыхание земли