В нашей стране многое определяют законы. Иногда в той части, где их нужно исполнять, иногда – там, где ими пренебрегают. Поэтому естественно, что законотворческая деятельность является очень значимой. И те, кто этим занимаются, пока еще избираемые депутаты, вносят существенный вклад в то, какой будет наша республика в будущем. Продолжая проект сценариев для Татарстана, в этот раз мы беседуем с главой комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ, поэтом и писателем Разилем Валеевым.
Фото: dakazan.ru
Пропасть между душой и телом
- Разиль абый, как вы глазами специалиста оцениваете ситуацию в Татарстане в тех областях, которые являются предметом деятельности вашего комитета?
– Я, конечно, не являюсь в них профессионалом (улыбается). Получение статуса депутата, с одной стороны, является волей случая. С другой – этому, наверное, подсознательно способствовали мои личные переживания по поводу судеб нашего и других народов, их культур, языков. Без депутатства мы, люди творчества, не могли бы влиять на некоторые проблемы, которые могут решаться только на государственном уровне. Кстати, ни в одном регионе России нет такого количества (четыре – И.С.) членов союза писателей в своем парламенте, как у нас.
Меня уже давно беспокоит состояние национального образования и культуры, поскольку это фундамент любого народа. В последнее время мы больше всего говорим о благосостоянии народа, экономических показателях и тому подобном. Безусловно, все это важно. Но это не самое главное. Я всегда был идеалистом, поэтому убежден, что богатство должно служить инструментом для одухотворенной жизни, а не быть самоцелью.
- А как, на ваш взгляд, дело обстоит сейчас?- Есть явный разрыв между уровнем духовности и экономическим состоянием людей. И с каждым годом он, увы, только увеличивается. Сейчас появилось очень много материально обеспеченных людей, но они бедны духовно. И именно то, что люди не готовы вкладывать свои собственные деньги в нематериальное развитие, на мой взгляд, является одной из основных проблем нашего общества. Все болезни – распущенность, наркомания, преступность – это следствия того, что материальная часть жизни отделилась от духовной.
Приведу пример: в начале двадцатого века все татарские национальные школы, образовательные учреждения существовали на деньги благотворителей, меценатов, государство ни копейки им не выделяло. Но уровень нашей духовности был в разы выше – выходило более 30 татарских по духу, а не языку, журналов, большое количество газет, успешно работало множество медресе разного уровня, в которых, в том числе, учились Габдулла Тукай, Фатих Амирхан, Гаяз Исхаки и другие. Кроме того, работали национальные театры. А сейчас нет ни одного богатого человека, который открыл бы школу или небольшой театр. Есть миллиардеры, но они говорят, что на это у них денег нет, в то время, как покупают за сотни миллионов рублей яхты и другие роскошные вещи. Я не обвиняю их в этом, но они могли бы параллельно, например, за несколько десятков миллионов рублей построить прекрасную татарскую гимназию… Может, именно этим бы они вошли в историю и память своего народа! Пока они не осознают, что занимаются не тем, полноценного развития национальной культуры и образования не будет. Государство не может сделать больше, чем сейчас. Оно и так выделяет треть бюджета на образование.
В то же время, за несколько последних лет было построено множество прекрасных объектов спорта. Вся республика празднует недавнюю победу «Ак Барса», но меня это совсем не окрыляет. Когда я вижу десятки, сотни полуразрушенных клубов в деревнях, нищие библиотеки, которые не могут купить ни одной книги, учителей, получающих 1,5-2 тысячи рублей в месяц на фоне баснословных гонораров хоккеистов, баскетболистов и футболистов, это не может не удручать. Денег всегда не хватает на все, но мы должны определиться с приоритетами для народа. Если наше будущее – это мото-, автогонки, конные скачки, перебрасывание небольшой резинки с одного конца поля на другой при десятках тысяч зрителей, покупка для популяризации всего этого за миллионы долларов легионеров и прочих средств – это одно. Если же мы видим будущее Татарстана как экономически процветающий и интеллектуально – культурный центр – это другое.
Мы можем сравнить сферы общественной жизнедеятельности с устройством человека – Аллах создал его так, что самой верхней частью является мозг. Глаза, рот, сердце, желудок, кисти и так далее – это все ниже. А ведь Всевышний не делает ничего просто так. Значит, сфере мысли, культуры, духовности и мы должны отдаваться приоритет. А все увеселения, мячик кидать или пинать, например – уже потом. Если спорт будет работать на нашу молодежь, то я не против. Но покупать чужих игроков – это нерациональная трата денег.
- А что в этом плохого?- Я так отвечу: а почему бы тогда нам не купить писателей? Скажем какому-нибудь французскому писателю: «Вот тебе 300 тысяч долларов, приезжай, напиши татарский роман». Или итальянских певцов пригласить и оплатить им пение татарских песен. Но важно понимать, какой результат мы намерены иметь в итоге. Я уверен, что этот результат должен быть победой нашего народа, а не какой-то команды. Между народами в современном мире есть сильная конкуренция, кто проиграет, тот уйдет со сцены истории, потеряется его культура, язык, образование. О нем забудут через 50, 100 или 200 лет. Поэтому победа «Ак Барса» никак не спасет наш народ. Нам нужна победа интеллекта, науки, литературы и искусства.
- Что же нужно делать и что ждет нас в будущем?- Коран запрещает предсказывать будущее, но планы, исходя из сегодняшних тенденций, строить можно и нужно. Скажу банально, но это правда: наше будущее – это наши дети. Что мы в них вложим, то и получим в будущем. Если мы будем образовывать и обучать качественно и в то же время уделять внимание духовным аспектам, то у нас вырастут заботливые и разумные дети. Если мы пустим на самотек воспитание и уделим внимание только прагматической стороне дела, то получим механическое завтра, лишенное божественного начала.
У нас есть несколько программ, которые как раз нацелены на воспитание национальных кадров. Во-первых, это всем известная программа развития языков республики. Она уже работает, во многих областях можно видеть ее результаты.
Кроме того нам необходимо разработать программу изучения и сохранения и развития музыкальных культур народов РТ. У нас ведь сейчас очень мало действительно достойных певцов и музыкантов. Некому петь национальные оперы, например, арию Мусы Джалиля в одноименной опере из наших певцов в оперном театре никто не может исполнить. Театр же наш превратился в диспетчерский пункт – кого-то приглашает, организует концерты, фестивали, конкурсы и так далее. Он не готовит свои кадры. В свое время наши композиторы, руководители творческих коллективов искали таланты по деревням, взращивали их, давали путевку в жизнь. Хайдар Бегичев, Ильгам Шакиров, Азат Аббасов – они все такой путь прошли.
Третья, необходимая для республики – это программа о развитии села. Мы теряем село, которое в течение веков являлось источником национальной культуры, не по дням, а по часам,. Взять современную русскую литературу – там нет настоящего русского духа, это просто русскоязычная литература. У татар еще хуже – у нас нет полновесной городской культуры, которая могла бы взращивать, например, писателей. Городской культурой нельзя пренебрегать, особенно это важно сейчас, в эпоху глобализации, но селам мы также должны уделить внимание. Татар в свое время из городов выселили, они сохранились именно в деревне, и пока еще нет в городе той среды, которая могла бы возродить былые традиции. Все наши писатели и почти все композиторы – выходцы из сел. Для развития сел необходима комплексная программа, которая предусмотрит системное соединение разных проектов сохранения и развития школ, библиотек, учреждений здравоохранений с проектами создания рабочих мест. Сначала тщательно изучить все села, затем составить общую программу и внедрять ее.
- Что это даст?- Сейчас в деревне половина пенсионеры, одна четверть – пьющие, работы нет, перспектив нет, кто изворотливее – все уехали. Федеральный центр начал реализовывать приоритетные национальные проекты, но этого недостаточно – только одна школа на район, например, будет поддерживаться. Сельчане очень пессимистично настроены. Куда не приедешь, все говорят: «Все, мы кончились, о нас никто не думает…». Если мы это состояние сможем изменить, то деревня воспитает и будущих писателей, и журналистов, и ученых, и президентов. Но одними словами и призывами эту проблему не решить, только телевизор и газеты не помогут, нужны конкретные дела.
Говоря о селе, нельзя забыть и о татарах в других регионах. Там ситуация также далеко не позитивная, учреждения образования и культуры закрываются, идет ассимиляция татарского народа. Честно говоря, трудно что-то сделать с этим. Но мы, со своей стороны, стараемся. В новом проекта договора о разграничении полномочий с федеральным центром, который сейчас направлен для рассмотрения Президенту РФ, мы прописали то, что Республика Татарстан совместно с правительством Российской Федерации оказывает содействие развитию татарского языка, культуры за пределами РТ. Если этот документ будет принят, то у нас появятся реальные возможности. Хотя развивать татарскую культуру в других регионах по всей России намного сложнее, чем в рамках одной республики.
- Татарская литература: каково ее будущее?- Судьба ее схожа со всеми остальными в мире. Миллионных тиражей очень мало. Другие современные источники информации шагнули далеко вперед и многие люди перешли на телевизор, радио, компьютер и так далее. Но мы по спирали развития человечества все равно вернемся к литературе, но уже в новом виде. Ведь самая мудрая, самая эмоциональная, самая серьезная информация – это в книгах, в литературе. Никуда от этого не уйти.
Также важным аспектом нашего будущего является вера. Конечно, по сравнению с советским периодом у нас сейчас намного все лучше. Например, построено 1200 мечетей. Но только туда мало кто ходит, особенно из молодежи. Государство не может тут быть сторонним наблюдателем, потому что оно, во-первых, ответственно за разрушение веры и, во-вторых, кровно заинтересовано в нравственных гражданах как основе общественной стабильности.
У нас сейчас главная проблема – это кадры. Молодежь не идет в мечети и церкви, потому что они видят, кто у нас стоит во главе религиозных институтов, приходов и не могут найти примеры для подражания. Конечно, сегодняшние лидеры и назначенцы – продукт советской эпохи и от этого трудно уйти. Но заниматься воспитанием религиозных деятелей необходимо. Кроме того, я за то, чтобы ввести урок нравственности в школах. Ведь многие принципы у мировых религий одинаковы, их можно преподавать, обобщая. А уже если кто-то желает изучать конкретно ислам или христианство – то это пусть будет факультативно, а не принудительно. Нам следует брать пример с других государств, например, Турции, как очень близкой нам по духу стране. Там существует министерство по делам религий, муллы получают государственную зарплату. Но в то же время есть независимые общественные организации, школы, фонды, которые спонсируются множеством людей, небезразличных к судьбе народа. И возвращаясь содержательно к началу разговора, скажу, что государство не может сохранить народ, оно может только этому содействовать. А о своем будущем нация, как сообщество личностей, должна заботиться сама. Каждый человек должен, прежде всего, начать с себя – что он конкретно может сделать сегодня для своего народа? И действовать.
Ильшат Саетов