«Православие для всех?»: Минобрнауки дало исчерпывающий ответ — газета «Закон и единство»
24 июля, 2010
Читайте нас в
Быть или не быть религиозной символике (иконам, портретам проповедников, сурам из Корана, менорам, распятиям ит.д.) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях? Позволительно ли религиозным организациям вступать в неформальный контакт с их руководителями для того, чтобы проповедовать свое учение детям без оглядки на их национальность и религиозные корни? Этим вопросом не единожды задавалась наша газета, рассказывая о ситуации, которая сложилась в одной из самых престижных гимназий Ульяновска – в Третьей (Мариинской). На ее стенах размещены иконы, православные молитвы, портреты православных святых и картины религиозной тематики. Апелляции родителей к руководству школы наткнулись на стену непонимания. Статьи в «Закон и единство» не остались без внимания, но реакция на них была негативной. Нас обвинили в развязывании информационной войны и в отсутствии толерантности. Само по себе это обвинение является абсурдным: наша газета не выступала и не выступает ни против какой либо религии или мировоззрения; так же мы не собираемся продвигать идеи ислама среди школьников. Все, о чем мы хотели напомнить: Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, и отдавать предпочтение православию (равно как и любой другой вере) – это ставить под удар как наши давние добрососедские отношения, так и требования современного общества. Однако в тот момент, когда «Закон и единство» вступала в эту дискуссию, мы даже и не представляли, насколько «все запущено». Министерство образования области ответило на запрос имам-хатыба Центральной соборной мечети Ульяновска Рустама-хазрат Сафина шокирующей формулировкой: «В Мариинской гимназии осуществляется воспитание в духе православной культуры в отношении всех детей, вне зависимости от их национальности и вероисповедания». Совершенно формально отнеслись к делу сотрудники прокуратуры, которые лишь установили, что в гимназии не ведется обязательное преподавание религии, и полностью проигнорировали образовательную и пропагандистскую функцию богослужебных изображений. Упорство заместителя мэра Олега Мидленко, директора гимназии Цветковой и главы муниципального образования Людмилы Соломенко перешли все границы: они не согласились с однозначной оценкой главного федерального инспектора по Ульяновской области Валерия Лазарева «Иконам, равно как и другим предметам культа, в школе не место». Не стесняясь, они заявили: «Если кому-то что-то не нравится, то пусть ищут другое место». Измениться должен кто угодно, но только не они! На днях из Москвы пришло письмо: на запрос Имам-хатыба Центральной соборной мечети г. Ульяновска Р.-х. Сафина о нахождении предметах религиозного культа в некоторых школах города Ульяновска Министерство образования и науки РФ прислало официальный ответ. «Закон и единство» публикует его текст. На фото: иконы на стенах Мариинской гимназии http://pics.livejournal.com/zakon73/pic/0000sdxf
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в образовании Ул. Тверская, д.11, г. Москва, ГСП-3, 125993
Телефон629 18 79 Факс: 629-79-12 Е-mail: d03@mon.gov.ru 08.07.2010 №03-ПГ-МОН-8173 О нормативном регулировании использования религиозной символики в образовательных учреждениях
Имаму-хатыбу Центральной соборной мечети г. Ульяновска Р.-х. Сафину Пер. Банный, д.1, г. Ульяновск, 432071
Уважаемый Рустам-хазрат!
Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России рассмотрел Ваше обращение о нормативном правовом регулировании использования религиозной символики в образовательных учреждениях на территории Российской Федерации и сообщает.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве основных задач содержания образования определяет интеграцию личности в национальную и мировую культуру, а также формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Основываясь на законодательстве, светское образование включает изучение исторических и культурных основ религий России и мира в качестве основы для формирования у обучающихся представления о религии как о важной составляющей мировой культуры, воспитания толерантности, развития самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. Законодательство Российской Федерации не препятствует приобщению обучающихся образовательных учреждений к религиозным традициям и культуре, включая знакомство с религиозной символикой и портретами лидеров различных религиозных организаций Российской Федерации. Кроме того, во исполнение нормы, установленной пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 26-го сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», был издан приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии (вероучению) вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 5 августа 2003-го г. Регистрационный № 4955). При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 27 указанного Федерального закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет. Специальных нормативных актов, регламентирующих наличие (отсутствие) религиозной символики в образовательных учреждениях в Российской Федерации нет Так, практикуется размещение религиозной символики (предметов религиозного культа) в учебных помещениях негосударственных образовательных учреждений, учредителями которых являются религиозные организации. В то же время, принимая во внимание полимировоззренческий и многоконфессиональный характер российского общества, а также учитывая пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, запрещается обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих, постоянное размещение предметов культа (включая распятия, иконы или портреты глав религиозных организаций) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается.
Заместитель директора департамента Т.Ф. Дубова.
Итак, недвусмысленное и четкое определение: не допускается. То, о чем наша газета писала несколько номеров подряд, нашло официальное подтверждение. Теперь вновь слово за господином Мидленко, госпожами Соломенко и Цветковой: подчинятся ли они нормам и принципам закона теперь, когда ситуация с юридической точки зрения ясна, как Божий день? Или же продолжат своими действиями накалять и без того нездоровую атмосферу вокруг городского образования? А может, снова придется взывать к губернатору Сергею Морозову и министру Екатерине Уба, чтобы они самолично решали проблемы ульяновских школ? Мы очень надеемся на то, что разум восторжествует. И не потому, что отстаиваем интересы ислама (в чем нас многие обвиняют). Это не так: «Закон и единство» лишь призывает следовать старой проверенной истине: «Всему свое время, всему свое место». Школа — не место для продвижения религиозных идей. И это закон, который относится ко всем религиям, в том числе и к исламу. Давайте исполнять закон — и жить будет проще и лучше.
Региональное управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, по информации прокуратуры, нарушило права редакций нескольких СМИ. Прокуратура сообщает об установлении случаев применения управлением не предусмотренных законодательством Российской Федерации мер реагирования. Так, главным редакторам газет «Кумяк Кюч», «Симбирский дом», «Наш край», «Симбирский курьер», «73 Регион» и «Симбирская округа» Ульяновска и области были вынесены предупреждения. Эта форма ответственности предусмотрена исключительно в связи с распространением СМИ экстремистских материалов, уточняет прокуратура, чего СМИ не совершали. При этом вынесение нескольких предупреждений влечет закрытие СМИ. Кроме того, в приказах управления о проведении плановых выездных проверок ряда телекомпаний отсутствовали сроки реализации мероприятий по контролю, а также перечень необходимых документов.
Руководство автосалона запретило своей сотруднице Резеде Зиганшиной работать в мусульманском одеянии, и ей пришлось уволиться. Как сообщает Интерфакс, директор предприятия, сам мусульманин, предложил ей носить хиджаб в свободное от работы время, но Зиганшина не согласилась с этим.
Шaмгунова Aльбина Джадитовна(тат. Шәмгунова Aльбина Җәдит кызы, lat. ŞämğunovaAlbinaCäditqızı). р. 16.11. 1990 г.,г. Ульяновске.
В 1998 - 2006 гг училась в СОШ №53 г. Ульяновска. С первого класса, зачислена в народный хореографический ансамбль танца «Мозаика» (ДК «Строитель»). В 2000 - 2003 гг. занималась художественной гимнастикой в детской юношеской спортивной школе № 6 г. Ульяновска, где получила 3-й взрослый разряд. Принимала участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, эстафетах, где занимала призовые места.
В 2006 – 2010 гг. училась в Ульяновском Автомеханическом техникуме, специальность по диплому - «Налоги и налогообложение.
Принимала активное участие в общественной жизни (Активист УРО «Российский Союз Молодежи» и «Татарский молодежный центр»)
В 2009-2010 гг. преподавала хореографию в детском саду № 63 «Буратино» Засвияжского района г. Ульяновска.
В 2010 году поступила на экономический факультет в «Московский государственный технический университет «МАМИ». С 1го же курса была принята в театр «МАМИ». Принимала участие во многих постановках. Лауреатом первой степени в открытом Всероссийском фестивале-конкурсе музыкального художественного творчества "Созвездие талантов" (2011 г., Анапа, Краснодарский край).
Владеет татарским, русскими английским языками. Любимая кухня – татарская.
В 10.00 часов состоялось торжественное открытие на Центральной сцене Ипподрома. В праздничном концерте приняли участие творческие коллективы из Рыбнослободского района Татарстана и коллективы из муниципальных районов Ульяновской области и Ульяновска. На празднике Сабантуй работали площадки:
«Молодежный майдан». Активисты "Новой волны" прибыли на территорию парка ближе к 9 часам утра. До открытия активисты готовились. Ведущие Ильдар Халитов и Марсик Тэмне в течение дня вносили коррективы в программу. За ди-джейским пультом Ильмир Рахимов(10:00-15:00). В течение дня была представлена увлекательная программа. Группа MAGNUM, Сияр Разак, Лилия Фахрутдинова, Ильнара Зиятдинова, Фанис(Димитровград), Альбина Ибрагимова, 82-летняя Фасахат Хусаинова(участник конкурса "7 звезд" на ТНВ) представили современные и старые песни. Подопечные Зульфии Валеевой показали восточные танцы и др.
Концерт на «Гостевом майдане» представил делегация Рыбнослободского района РТ. Первыми выступил коллектив "Камские зори", участник многих Всероссийских конкурсов. На их сцене мелькнули ульяновские гармонисты Иршат Габбазов и Иркям Хайретдинов. «Детский майдан» со специальной концертно-игровой программой для самых маленьких гостей праздника «Национальные игры», Спортивная площадка для проведения параолимпийских игр «Играй, гармонь», Национальная борьба «Курэш» - абсюлютный батыр представитель Павловского района.
На ипподроме прошли скачки и бега. Новой площадкой на Сабантуе станет «Открытый микрофон», где гости проявили свой талант. Работали торговые павильоны «Татарский базар». Обеспечивалась бесплатная питьевая вода. Закрытие Сабантуя прошло на Центральной сцене ипподрома, где награждены победители праздника.
Если что-то упущено пишите в комментариях и текст будет изменен.
- Уважаемый Минтимер Шарипович, Вы уже больше двух месяцев не президент Татарстана, а Госсоветник. Что это за должность и как Вы себя чувствуете в ней?
- Этот статус четко прописан в специально принятом нашим Госсоветом законе. В рамках своих полномочий я обладаю правом законодательной инициативы, что говорит о многом. Я настоял на том, чтобы эта работа осуществлялась мной на безвозмездной основе.
Время от времени встречаемся у Президента республики, где происходит обмен мнениями по актуальным вопросам.
Основное внимание и энергию я сегодня направляю на реализацию масштабных в рамках России культурно-исторического проекта федерального значения «Великий Булгар» и «Остров-град Свияжск», расположенных на красивейших берегах великой реки Волга. Должен сказать, что дело, которым я сейчас занимаюсь, меня поглотило всецело. Сейчас мы решаем проблемы, связанные с реставрацией и восстановлением этих ценнейших уникальных памятников ислама и православия, основанных соответственно в десятом и шестнадцатом веках.
- Коль Вы заговорили о духовных корнях, то уместно будет спросить: как Вы относитесь к недавно принятому закону об установлении Дня крещения Руси? Не кажется ли Вам, что российские законодатели с этим несколько поторопились, с учетом того, что в РФ традиционными религиями считаются наряду с православием ислам, иудаизм и буддизм?
- Естественно, что у представителей этих конфессий, прежде всего у мусульман, возникают вопросы. Ведь ислам это вторая по числу приверженцев религия в нашей стране. Ислам исповедуют более 20 миллионов россиян. Согласно историческим летописям, Киевская Русь приняла православие значительно позже, чем на нынешней территории РФ был принят ислам. Эта религия имеет глубокие корни, и она была добровольно принята как официальная религия Булгарским государством уже в 922 году, когда Россия еще не имела своей государственности.
Поэтому представители татарстанской интеллигенции и наши ученые стали справедливо задавать вопросы, которые требуют ответа. Я знаю, что Госсовет республики намерен обратиться к председателю Госдумы Борису Грызлову с предложением внести в календарь памятных дат России и День принятия ислама. Если данное предложение, как это часто бывает, не будет поддержано, то наш Госсовет может принять постановление о внесении в календарь памятных дат в Татарстане Дня принятия ислама. У нас уже есть такой опыт. Другое дело, будет ли это в масштабах России или же такой день будет отмечаться только в Татарстане. В целях единения народов хотелось бы принятия решения по всей стране.
Территорию России населяет многонациональный и многоконфессиональный народ со своими заботами как материальными, так и духовными. Если органы власти на местах отвечают за часть территории РФ, то почему не держать совет с ними в таких непростых вопросах? Ведь руководители регионов занимают свои места не только для того, чтобы заниматься решением исключительно вопросов ЖКХ, как это часто принято считать на федеральном уровне.
Получается, что мы сами себя боимся и поэтому идем по пути принятия односторонних решений, которые легко принимать без учета мнения и интересов меньшинства по таким деликатным, часто судьбоносным для единства страны темам. К сожалению, у нас сегодня ни Совет Федерации, ни Госдума не относятся к тем органам власти, которые учитывали бы интересы меньшинства. Спотыкаемся на ровном месте, когда можно своевременно снять любые сомнения и вопросы, которые возникают, время от времени, подчеркну, у образованного многонационального российского народа.
- В октябре пройдет очередная перепись населения страны. В ходе прошлой было много споров в части графы о национальной принадлежности. Тогда появились национальности, представителей которых у нас попросту не было. Сегодня, судя по данным СМИ, в опросных листах появятся еще больше национальностей вплоть до таких экзотических, как «халдеи, полукровки, татары татарские и татары башкирские» и тому подобное.
- В очередной раз вопросы переписи начинают принимать политическое звучание. И у многих, особенно малых народов, вольно или невольно возникают вопросы – с какой целью это делается и почему во всероссийской переписи раз за разом появляются новые национальности и новые этносы? В реальности такого не происходит. Тогда зачем называть золото золотым и то же самое золото серебряным? Если это делается в научно исследовательских или познавательных целях в интересах отдельных институтов или ученых, которые под предлогом переписи будут ставить свои масштабные эксперименты, то это непомерно дорогостоящее для государственной казны занятие. На перепись будут потрачены миллиарды рублей.
Я не думаю, что государство, проводя перепись, в основу ставит именно такие задачи. Ее цель - и она для всех стран одна и та же – уточнить национальный состав, общее количество населения и их расселение с тем, чтобы определить на перспективу государственную политику в вопросах демографии и социально-экономического развития страны. Недопустимо отходить в сторону от этих целей в угоду чьим-то псевдонаучным изысканиям или политической конъюнктуре.
В ходе прошлой переписи мы глубоко изучали вопросы, касающиеся татарской нации. Тогда опросником было выделено 39 этнических групп татар. При том, что речь идет об одной национальности – татарах. Тогда разгорелась серьезная дискуссия по этому поводу, нам удалось отстоять свою точку зрения. Сейчас, в ходе подготовки к предстоящей переписи, перечень этнических групп предлагается расширить настолько, что в него войдут национальности и этнические группы, которых не существует в природе. Зачем доходить до такого абсурда, дробя одну и ту же национальность на десятки этносов?
Государственные органы власти должны внимательно посмотреть, что предлагается в опросных листах гражданам в части национальности, не пуская это дело на самотек. К примеру, то, что сейчас появляются предложения разделить татар на булгар, в том числе булгар волго-камских, волжских, татар на московских, казанских и так далее - это не более чем лоббирование некоторыми научными деятелями своих гипотез и умозаключений. В этой связи среди ученых Татарстана уже звучат предложения пойти по этому пути дальше и в ходе переписи разделить русских, проживающих в республике на «казанских или татарских русских». Такой подход недопустим и абсурден. Мы уже были свидетелями, когда в 2002 году в Башкортостане сотни тысяч людей татарской национальности в результате переписи оказались башкирами. Если стремиться к таким «выдающимся успехам» в этой сфере, то о каких объективных и непредвзятых результатах может идти речь.
С другой стороны, есть не менее важная вещь как межнациональная стабильность. Необходимо закреплять тот хрупкий процесс стабилизации межнациональных отношений, в котором продолжает нуждаться наша страна, а не давать импульсы к возникновению напряженности в этой сфере и не сеять смятение в душах людей. Кто бы, что бы там не говорил, но в душе каждый человек остается верен своей исконной национальности.
Пока не утвержден перечень национальностей для предстоящей переписи населения, властям на государственном уровне есть над чем задуматься. Мое глубокое убеждение в том, что в ходе этой переписи перечень этнических групп в опроснике должен быть уменьшен по сравнению с 2002 годом.
- В этой связи хочу спросить у Вас, Татарстан единственный субъект РФ, где сохраняются вкладыши в паспортах с указанием национальности. При том, что Конституционный суд РФ высказался не так давно против возвращения в паспорте графы «национальность»…
- Мы в республике исходили из того, что если человек хочет иметь в паспорте графу «национальность», то такая возможность ему должна быть предоставлена. Это, между прочим, конституционное право граждан нашей страны. Несколько лет тому назад, когда со стороны и государственных, и общественных организации эта проблема была поднята, нам удалось её урегулировать. В паспортах времени СССР записи делались на русском языке и на языке национальной принадлежности. Для такой записи есть достаточно веские основания. К примеру, у татар и у других наций есть имена, которые невозможно записать на русском языке. Ведь имена дают родители, исходя из своих традиций и т.д. Напрашивается естественный вопрос – почему необходимо добиваться естественных прав людей через немалые усилия?
Теперь каждый житель республики по желанию получает вкладыш в паспорте с указанием своей национальности. Примечательно, что с 2007 года, когда стали выдаваться такие паспорта, количество людей их получивших не снижается. В 2007 году в республике такие вкладыши имели более 50 процентов тех, кто получал паспорта, через год это количество равнялось уже 55 процентам.
Этот показатель свидетельствует о том, что принятое нами решение было абсолютно правильным и оправданным, а также о том, что вопрос национальной самоидентификации очень крепко сидит в душах наших людей.
В данном интервью мы с Вами затронули лишь часть проблем, с которыми нельзя не считаться в многонациональном государстве, вставшем на демократический путь развития. Вышеобозначенные национальные проблемы должны рассматриваться и решаться уполномоченным федеральным органом совместно с регионами. К сожалению, такая структура в федеральном государстве отсутствует.
16 июня 2010 года в Ленинском районном суде г. Ульяновска состоялось заседание по иску Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области о ликвидации Ульяновской местной молодежной организации "Татарский молодежный центр".
В своем выступлении представитель истца просил ликвидировать ТМЦ ввиду того, что его представители не представляли в течение года отчета о своей деятельности.
Представители ТМЦ не возражали. Председатель Ильдар Усманов, объяснил фактическое прекращение деятельности в здании, где оно располагается и учитывая перехода актива организации в состав региональной молодежной организации "Новая волна".
По словам ответчика на данный момент собрания объединенной молодежной организации "Новая волна" проходит в Центре татарской культуры. Учитывая вышеизложенное суд принял решение ликвидировать ТМЦ.
Галеев Тальгат Фасакович(тат. Галиев Тәлгат Фасак улы) - председатель Старокулаткинского районного Совета Ульяновского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, в 1985-1989 гг.директор Старокулаткинского профессионально-технического училища(СПТУ) № 26,в 1968 - 1985 гг. второй секретарь райкома КПСС Старокулаткинского района.