Яндекс.Метрика

Информационная программа «День» от 23 июля 2010 г. на татарском языке — Татар-информ

24 июля, 2010

Новости оперативно узнаем в нашем телеграм-канале.


Быть или не быть религиозной символике (иконам, портретам проповедников, сурам из Корана, менорам, распятиям ит.д.) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях? Позволительно ли религиозным организациям вступать в неформальный контакт с их руководителями для того, чтобы проповедовать свое учение детям без оглядки на их национальность и религиозные корни?
Этим вопросом не единожды задавалась наша газета, рассказывая о ситуации, которая сложилась в одной из самых престижных гимназий Ульяновска – в Третьей (Мариинской). На ее стенах размещены иконы, православные молитвы, портреты православных святых и картины религиозной тематики. Апелляции родителей к руководству школы наткнулись на стену непонимания. Статьи в «Закон и единство» не остались без внимания, но реакция на них была негативной. Нас обвинили в развязывании информационной войны и в отсутствии толерантности. Само по себе это обвинение является абсурдным: наша газета не выступала и не выступает ни против какой либо религии или мировоззрения; так же мы не собираемся продвигать идеи ислама среди школьников. Все, о чем мы хотели напомнить: Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, и отдавать предпочтение православию (равно как и любой другой вере) – это ставить под удар как наши давние добрососедские отношения, так и требования современного общества. Однако в тот момент, когда «Закон и единство» вступала в эту дискуссию, мы даже и не представляли, насколько «все запущено». Министерство образования области ответило на запрос имам-хатыба Центральной соборной мечети Ульяновска Рустама-хазрат Сафина шокирующей формулировкой: «В Мариинской гимназии осуществляется воспитание в духе православной культуры в отношении всех детей, вне зависимости от их национальности и вероисповедания». Совершенно формально отнеслись к делу сотрудники прокуратуры, которые лишь установили, что в гимназии не ведется обязательное преподавание религии, и полностью проигнорировали образовательную и пропагандистскую функцию богослужебных изображений. Упорство заместителя мэра Олега Мидленко, директора гимназии Цветковой и главы муниципального образования Людмилы Соломенко перешли все границы: они не согласились с однозначной оценкой главного федерального инспектора по Ульяновской области Валерия Лазарева «Иконам, равно как и другим предметам культа, в школе не место». Не стесняясь, они заявили: «Если кому-то что-то не нравится, то пусть ищут другое место». Измениться должен кто угодно, но только не они!
На днях из Москвы пришло письмо: на запрос Имам-хатыба Центральной соборной мечети г. Ульяновска Р.-х. Сафина о нахождении предметах религиозного культа в некоторых школах города Ульяновска Министерство образования и науки РФ прислало официальный ответ. "Закон и единство" публикует его текст.
На фото: иконы на стенах Мариинской гимназии
http://pics.livejournal.com/zakon73/pic/0000sdxf

Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент государственной политики в образовании
Ул. Тверская, д.11, г. Москва, ГСП-3, 125993

Телефон629 18 79
Факс: 629-79-12
Е-mail: d03@mon.gov.ru
08.07.2010 №03-ПГ-МОН-8173
О нормативном регулировании использования религиозной символики в образовательных учреждениях

Имаму-хатыбу Центральной соборной мечети г. Ульяновска Р.-х. Сафину
Пер. Банный, д.1, г. Ульяновск, 432071

Уважаемый Рустам-хазрат!

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России рассмотрел Ваше обращение о нормативном правовом регулировании использования религиозной символики в образовательных учреждениях на территории Российской Федерации и сообщает.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве основных задач содержания образования определяет интеграцию личности в национальную и мировую культуру, а также формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество.
Основываясь на законодательстве, светское образование включает изучение исторических и культурных основ религий России и мира в качестве основы для формирования у обучающихся представления о религии как о важной составляющей мировой культуры, воспитания толерантности, развития самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Законодательство Российской Федерации не препятствует приобщению обучающихся образовательных учреждений к религиозным традициям и культуре, включая знакомство с религиозной символикой и портретами лидеров различных религиозных организаций Российской Федерации.
Кроме того, во исполнение нормы, установленной пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 26-го сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», был издан приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г. №2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии (вероучению) вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 5 августа 2003-го г. Регистрационный № 4955). При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 27 указанного Федерального закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.
Специальных нормативных актов, регламентирующих наличие (отсутствие) религиозной символики в образовательных учреждениях в Российской Федерации нет
Так, практикуется размещение религиозной символики (предметов религиозного культа) в учебных помещениях негосударственных образовательных учреждений, учредителями которых являются религиозные организации.
В то же время, принимая во внимание полимировоззренческий и многоконфессиональный характер российского общества, а также учитывая пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, запрещается обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих, постоянное размещение предметов культа (включая распятия, иконы или портреты глав религиозных организаций) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается.

Заместитель директора департамента Т.Ф. Дубова.

Итак, недвусмысленное и четкое определение: не допускается. То, о чем наша газета писала несколько номеров подряд, нашло официальное подтверждение. Теперь вновь слово за господином Мидленко, госпожами Соломенко и Цветковой: подчинятся ли они нормам и принципам закона теперь, когда ситуация с юридической точки зрения ясна, как Божий день? Или же продолжат своими действиями накалять и без того нездоровую атмосферу вокруг городского образования? А может, снова придется взывать к губернатору Сергею Морозову и министру Екатерине Уба, чтобы они самолично решали проблемы ульяновских школ? Мы очень надеемся на то, что разум восторжествует. И не потому, что отстаиваем интересы ислама (в чем нас многие обвиняют). Это не так: «Закон и единство» лишь призывает следовать старой проверенной истине: "Всему свое время, всему свое место". Школа - не место для продвижения религиозных идей. И это закон, который относится ко всем религиям, в том числе и к исламу. Давайте исполнять закон - и жить будет проще и лучше.
«Православие для всех?»: Минобрнауки дало исчерпывающий ответ — газета «Закон и единство»