Яндекс.Метрика

ОТВЕТ ШАЙМИЕВА ПО БОЛГАРУ

15 ноября, 2010

В настоящее время в татарском обществе ведутся дискуссии о
Болгаре. 
Я направил письмо первому президенту Татарстана М.Ш. Шаймиеву. Открытое письмо было
опубликовано в газете «Звезда Поволжья».
Напомню, в письме, направленном государственному советнику,
подчеркнул важность возрождения исторических памятников, однако призвал М.Ш.
Шаймиева  позиционировать памятники
Болгара прежде всего как историческое наследие Золотой Орды, так как они были построены именно в этот
период. Кроме того, я выразил в
своем письме опасения, что гипертрофированное внимание к булгарскому периоду и
игнорирование золотоордынского может привести к росту булгарацентризма,  к отказу от этнонима «татары» и
разрушению  единства татарского народа.
М.Ш. Шаймиев ответил лично. Ответ глубокий, неравнодушный, эмоциональный. В каждом слове чувствуется
колоссальный жизненный опыт, мудрость.

«История
современных татар не представляет собой прямую линию одного народа, одного
государства
», — отметил первый Президент.
«Каждая составляющая самобытной культуры татар бесценна и
требует глубокого изучения. Гуннская держава, Тюркский каганат, Великая
Болгария, Золотая Орда и многие другие государственные образования есть
проявление этой яркой истории. Мы должны бережно относиться ко всему
богатому  наследию тюрко-татар и не
дробить его по эпохам или отдельным современным народам, отказываясь от общего
наследия наших предков и обедняя себя».
Госсоветник подчеркнул, что «крайность исключает широкий
спектр культурного богатства и ведет к расточительному отказу от нашего
гуманитарного наследия. Булгароцентризм, Ордоцентризм, как и другие однобокие
построения деструктивны и разрушают общую историю».
М.Ш. Шаймиев подтвердил решающую роль Золотой Орды в
развитии Болгара. Так, он отметил, что «расцвет города Болгар действительно
связан с эпохой Золотой Орды, где в 40-50 годы XIII в. располагалась ставка правителей
Улуса Джучи и с этим временем связаны основные сохранившиеся архитектурные
объекты» (в то же время отметил, что данное городское поселение было основано
на рубеже IXX веков,
а в XV
веке Болгар выполнял важную духовную функцию).
В ответном письме заявлено и о том, что «одной из
составляющих в реализации проекта возрождения Болгар является формирование
осмысленного понимания единства татарского мира, имеющего общую и  богатую историю, которая сближает нас, татар,
на огромных пространствах Евразии и позволяет сосуществовать с другими народами
континента с ощущением собственной гордости и уважения к ним».
Таким образом, М.Ш. Шаймиев сказал свое веское слово,
отметив,  что хотя город был основан
ранее, но решающую роль в возведении памятников сыграла Золотая Орда.
Особого внимания заслуживают слова о том, что крайности не
допустимы, Шаймиев осуждает булгароцентризм и  Болгар призван стать местом единения татар.
В этом смысле замечательно было бы воплотить эту идею. Пусть
каждый видит в Болгаре то, что ближе ему, и пусть Болгар не присваивается
булгаристами и в целом теми, кто не замечает многокомпонентности татарской истории.
По-моему мнению,  «ордынцы» гораздо более ближе к позиции М.Ш.Шаймиева,
так как даже апологеты «ордынского» течения признают все многообразие и
сложность татарской истории. А вот среди любителей булгарского периода
отвержение всего «небулгарского» весьма распространено.
По сути М.Ш. Шаймиев призвал к сближению позиций, призвал к
бережному отношению к нашей общей истории, призвал к тому, чтобы каждый из нас
любил нашу общую историю и при этом «не обеднял себя» — не отказывался от всего
многообразия тюрко-татарской истории. По сути – это призыв к
внутринациональному примирению и единению.
Сразу вспоминается Ризаэтдин Фахретдин, выдающийся
богослов, восхищавшийся мусульманским наследием Болгарии и не меньше – Чингиз-ханом
и ханами Золотой Орды.
Исторический баланс необходим. В этом плане считаю разумным
и справедливым несколько выправить тот крен, который сложился в сторону воспевания
эпохи Волжской Болгарии, имеющий место в татарском обществе.
Обнадеживают и слова М.Ш.Шаймиева, сказанные 20 октября 2010
года на презентации академической книги по истории татар, вышедшей на
английском языке. «Сегодня столько трудов написано
после 1917 года в условиях той идеологии. Теперь нужно исследовать в условиях
деидеологизированного общества. Это важное дело. Вспомните Золотую Орду. В 1944
году в условиях Великой Отечественной войны  её история попадает под
запрет (Постановлением ЦК ВКП (б) казанским татарам было предписано считать
своими предками булгар – прим. И.А.).
Вот какое значение придавалось
истории. Так нам была продиктована история для потребления, она шла не из наших
уст»
», —  сказал он.
Возвращаясь  к
письму, отмечу, в конце письма М.Ш. Шаймиев написал: «Учитывая Вашу
подготовленность, просил бы и дальше сотрудничать по затронутой проблеме».
Думаю, эта фраза адресована не только мне, но и всем, кому
дороги историческая память, наша общая история и наше общее будущее.
Поэтому в ближайшее время мы с единомышленниками представим
свои конкретные предложения Минтимеру Шариповичу, в Фонд «Возрождение» о возрождении
Болгара. Например, там будут наши идеи об обустройстве Дворца хана Бату и о
комплексе «Первая столица Улуса Джучи».
Искандер Ахмедов,
член Совета Всемирного Форума татарской молодежи,
член Молодежного парламента Томской области

15seven days