16.02.2013
В СПИСКЕ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ЗВАНИЕ «ТАТАРИНА-2012» – МУФТИИ, ДЕПУТАТЫ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ЗВЕЗДЫ ЭСТРАДЫ, АКАДЕМИКИ, УЧИТЕЛЯ… КОГО ВЫБРАТЬ?
Быть лучшим представителем своего народа – награда или историческая миссия каждого человека? Как определить героя каждого уходящего года или месяца? Об этом в своем очередном материале для газеты «БИЗНЕС Online» размышляет известный журналист и общественный деятель Римзиль Валеев.
Имам казанской мечети «Сулейман» Ильдар Баязитов (в центре) |
Скажем прямо — тема противоречивая и чреватая. Кто-то напишет комментарий в форуме: «Оголтелый националист!» Что ж, попытаемся разобраться с этим узелком. Неподдающимся. Но соблазнительным. Потому что это связано с национальными корнями. Ходят слухи об отмирании сознания собственной принадлежности к этническому сообществу, к традициям предков, но они сильно преувеличены. Это чувство живет даже у самого беспамятного, синтетического, презирающего пятую графу анкеты и объявившего себя Человеком Планеты. Иногда оно пробуждается в таком реактивном формате, что превращается в разрушительную силу. Или, наоборот, в созидательную. Нередко превращающуюся в революционную.
Сейчас, когда часто говорят об упразднении национального чувства, о целесообразности его перевоплощения или о смене этнической ориентации, национально-культурная окраска идеалов приобретает все большую актуальность. Если не идеалов, то хотя бы образцов для подражания, примеров для остальных соплеменников. Нет, не праздный, не пустой этот вопрос, а вполне даже насущный.
Кто станет самым заслуженным татарином 2012 года? И вообще, каким предстает образ татарина нынешней эпохи? В результате голосования на независимом интернет-сайте «Татар заманы» («Татарская эпоха»), наибольшее количество баллов набрал имам казанской мечети «Сулейман» Ильдар Баязитов. Любопытная личность, человек явно не из привычной обоймы государственных и культурно-научных светил, и уж точно не раскрученный оплаченными PR проектами. В этом есть немалый толк и смысл, о чем поговорим позже.
«Татар заманы» пытается определить, кто достоен звания «Татарин-2012» |
В списке претендентов можно увидеть имена муфтиев, депутатов разных уровней, предпринимателей, популярных эстрадных певиц, академиков и профессоров, учителей и бизнесменов. Достаточно сказать, что на звание «Татарин-2012» могли претендовать финалисты всех 20 номинаций интернет-голосования и почти каждого из них можно считать «главным» в своей сфере. Но вряд ли могут соревноваться по одним и тем же критериям имам и оперный певец, бизнесмен и учительница, государственный деятель и правозащитник. В обыденной жизни и перед взорами народа они стоит рядышком, в том же порядке могут навсегда «запасть» в душу и сохраниться в памяти людей.
Вообще-то, вопрос о главном татарине до сих пор остается открытым, так как никогда он не ставился перед широкой общественностью, во всяком случае, никогда не находилось ответа на него. Знаете ли вы, кто самый-самый авторитетный татарин на все времена? Хотя исторические личности из татар известны наперечет, непросто составить даже список самых достойных татарских деятелей. Лично я помню единственный случай, когда накануне 1000-летия Казани группа энтузиастов из издательского дома «Парадигма» издала шикарную книгу «100 выдающихся татар» с расшифровкой «Татарский век глазами национальной элиты». То есть отбор и оценка «выдающихся» — только на совести издателей и современных общественных деятелей, у которых были взяты интервью о самых культовых личностях татарского мира прошлого века.
Если же объявить официальный конкурс с использованием даже минимального административного ресурса, то моментально взошли бы на вершину действующие руководители региона или города. Особенно если они хоть как-то помогают национальной культуре, образованию, поддерживает общественные инициативы. Голосами в их пользу переполнились все почтовые ящики и серверы! Вспомните избирательные кампании прошлых лет, и вы мгновенно догадаетесь, кто будет лидером. В случае же проведения более неформального, общественного конкурса, ситуация усложняется. В любом случае главный человек небольшого народа превращается в национального героя, и потому его выдвижение превращается в нешуточную затею…
Одно дело – лучший учитель, милиционер, даже «Мужчина года: женский взгляд» и представитель какой-то социальной группы или профессии. А как отобрать образцовый экземпляр из целого народа, древнего человеческого рода, разбросанного на весь мир? По каким критериям и чьей непреклонной волей?
В данном же случае соблазнительная интрига заключается в элементе случайности выбора, эффекте обстоятельств последних и широкоформатных событий. В социологических опросах важны не персональный состав оценщиков и символических фигур, а их соответствие запросам этноса. А народ, в данном случае татарский, состоит из богатых и бедных, академиков и плотников, властвующих и бомжей, не исключая всех безработных граждан. Раз уж законно избранные депутаты, избиркомы подвергаются критическому осмыслению, то любой «национальный герой» рискует быть воспетым одними и растоптанным другими.
В данном случае решает стихия голосования на независимом сайте, который освещает темы национальностей и демократического развития, общественного прогресса. У меня нет никаких оснований не верить предлагаемому списку и голосованию хотя бы потому, что больше никто не предлагает иной список, альтернативные и другие предпочтения при голосовании.
Круг лиц, причастных к выдвижению татарских «батыров», включая самих выдвигаемых, так или иначе слышали или хорошо знают о татарах, классических символах наиболее славных и креативных татар. Атилла (начало первого тысячелетия, гуннская стадия истории), поэт XIII века Кул Гали (единый для всех тюркских народов), Кул Шариф (XVI век) и ученые-просветители Кандалый, Марджани, Курсави, поэт начала XX века Габдулла Тукай, литератор и политический деятель Гаяз Исхаки, композитор Салих Сайдашев, поэты Хади Такташ, Муса Джалиль, Фатих Карим, композитор Фарит Яруллин, художник и скульптор Баки Урманче…(Здесь кто-то может пополнить список своими предпочтениями, это его право, но принципиально список не изменится)
Если в прошлые годы татар символизировали поэты, музыканты, ученые-гуманитарии, то сейчас наступил век политиков и экономистов |
Отбирать выразителей татарских чаяний последних 50 — 70 лет, прославивших своими достижениями, нелегко. Если в прошлые годы татар символизировали поэты, музыканты, ученые-гуманитарии, то сейчас наступил век политиков и экономистов, технических и математических гениев, мастеров профессиональной музыки, театра. А кого именно выбрать, да таких, чтобы не понадобилось представлять, благодаря их общетатарской славе и известности в России и за рубежом? Илхам Шакиров, Альфия Авзалова…
А в новое, постсоветское время поднялся неожиданный символ татар – Минтимер Шаймиев. Как бы в продолжение таких исторических знаков государственности Улугмухамета и Кул Шарифа, Сююмбике. Не только как образ успешного и широко известного руководителя одного из регионов России, а как реального лидера, который без видимого напряжения заставил признавать, уважать республику и татар вообще. Статус человека, который влияет на регион и народ, автоматически переносится и на преемника первого президента, на заметных личностей его команды.
Вот и все. Пока добавить некого. Но народ знает своих героев. Особенно приблизились к реальным событиям и личностям, которые сыграли и играют заметную роль в судьбе татар: лидер национального движения конца XX века, ныне покойный Марат Мулюков, тренер Зиннатулла Билялетдинов, астрофизик Рашит Сюняев, физик Роальд Сагдеев, композитор София Губайдуллина, писатель Туфан Миннуллин, академики Миркасым Усманов, Индус Тагиров, генерал армии Махмут Гареев, хирург Ренат Акчурин, благотворитель Асхат Галимзянов, артистка Чулпан Хаматова и другие мастера театра и эстрады, да и еще несколько личностей могли бы.
А еще? Да, есть еще писатели, композиторы, художники, спортсмены, крупные руководители, благотворители, учителя, инженеры. Археолог Альфред Халиков, шахматист Рашит Нежметдинов, творец цветомузыки Альберт Галеев, скульптор Ильдар Ханов и многие другие уже ушедшие знаковые личности будут продолжать оказывать влияние, как бы двигаясь в пространстве и времени. А сейчас формируется виртуальный татарский мир, где просто никак невозможно не расставлять и тщательно не разглядывать события, факты, судьбы, поступки, любое значительное действие. Места в Сети хватит всем! В памяти и душах – тоже. Все зависит от «емкости» совести…
Минтимер Шаймиев и народный артист Салават (слева) |
Как объявили организаторы конкурса, редакция сайта на звание «Татарин -2012» представила 60 «наиболее деятельных и глубоко мыслящих соотечественников, которые активно принимают участие в национальной жизни татар».
Требования, предъявляемые к кандидатам – верность духовным ценностям и нравственным принципам татарского народа, самостоятельное и смелое мышление, глубокие знания, умение отстаивать историческую правду и справедливость, терпеливое отношение к людям с различным мировоззрением и личный пример служения народу.
«В этом конкурсе ценятся не столько слава, нажитая долгими годами и PR-акциями, сколько насущная потребность в конкретных действующих лицах и реальных делах, новых идеях», — провозгласили организаторы.
Так, в качестве лидеров молодежи включен молодежный центр «Идель» минмолодежи Татарстана, а в число благотворителей года Рауф Хасанов, предприниматель из Башкортостана, который по телеканалу ТНВ увидел бесценные руины, выкупил на аукционе здание типографии «Милләт» на ул. Нариманова, 62 и уже в течение года восстановил памятник истории и культуры.
Татарина года определяют по номинациям «Политик года», «Национальный просветитель», «Национальный историк», «Национальный идеолог», «Национальный ученый», «Татаризация компьютерной техники», «Журналист года», «Муфтий года», «Имам года», «Организатор этнокультурной жизни», «Молодежный лидер», «Редактор года», «Дочь нации», «Благотворитель года», «Открытие года» и другие. Также отдельно в номинации включены разные проекты. Например, «Русскоязычный проект с татарским акцентом», «Мусульманский сайт на татарском языке», «Новые национальные проекты».
Надо использовать любую возможность для развития и сохранения истории, культуры, языка, традиций татар |
В список участников конкурса включены президент Татарстана Рустам Минниханов, государственный советник Минтимер Шаймиев, депутат Государственной думы, член совета по национальным вопросам при президенте России Ильдар Гильмутдинов, депутаты Государственного Совета Марат Хайруллин, Фарид Мифтахов, Рафаил Хакимов, этнолог Дамир Исхаков, просветитель Илдус Амирхан, историк Илдус Загидуллин, руководители муфтиятов российских регионов Альбир Крганов, Тагир Саматов, Мокатдэс Бибарсов, имамы казанских мечетей Илдар Баязитов, Саиджагфар Лотфуллин, Наил Гарипов, молодые мастера вокала Дина Гарипова, Эльмира Калимуллина, Ришат Тухватуллин.
Среди успешных проектов, значимых для татар, названы издания, выходящие на русском языке, но обращающие внимание на национальную историю и культуру. Можно было к этим 60 номинантам добавить еще полсотни интересных кандидатов, в результате облик татар России и мира стал бы только ярче и интереснее. И это показало бы, что легенда об отсутствии пророков в татарском отечестве, лидеров и «ударников» национального шевеления в корне неверна. Оказывается, личностей много, стоит только посмотреть и увидеть. Может, именно это хотели сказать организаторы?
Да это чисто татарское занятие – определять лучшего среди самих себя. Казалось бы так. Но вряд ли равнодушны представители всех национальностей и даже самого государства к политическому портрету и человеческим качествам татарских лидеров. И это не только выбор соседей, с которыми встречаешься чаще, чем с родней, уклада жизни, покоя и благополучия. Каждая третья семья – смешанная, во втором или третьем поколении «коктейль» кровей и культур еще богаче. Тем более, как говорится, «поскреби русского – найдешь татарина».
В 1960 — 1970-е годы прошлого века публика штурмовала двери концертных залов Казани, Москвы, других регионов, когда выступали Рашит Вагапов или Ильхам Шакиров. Иногда приходилось подтягивать конную милицию. Хотя москвичи это замечали, в этом котле кипели в основном сами татары. Иногда появляются и другие символы, выходящие за пределы круга любители национальной культуры.
В 1990-е годы прошлого века молодой генерал Советской Армии Джохар Дудаев стал не только председателем Верховного Совета северокавказской республики, а лидером чеченцев. И это изменило ход событий. Кстати, именно тогда в татарском движении появились майоры, полковники и генералы в отставке, по своему возрасту и опыту способные к серьезным действиям. Тогда же «всплыли» яркие представители творческой интеллигенции, ученые, журналисты, юристы, многие из которых нашли свое применение в региональных и федеральных органах власти.
Татары не стали повторять дудаевский пример, они удовлетворяют свои амбиции в политике и экономике, культурно-просветительской, дипломатической стезе, не в последнюю очередь — в силовых структурах. У каждой эпохи – свой флаг, видимый издалека и интуитивно понятный любому непосвященному. Помните митинги и политическую голодовку 1991 года? 20-тысячная толпа аплодировала Фаузие Байрамовой, которую понесли к микрофону митинга прямо в высоко поднятом кресле. Потому что она выражала исторические чаяния татарского народа, что было тогда важнее всего. В список номинантов 2012 года она тоже включена, но уже в качестве летописца татарских регионов России.
Все течет, все меняется. Сохраняется интерес к образцу, идеалу, образцу своего народа. Вряд ли они утверждаются голосованием. И у каждого своя знаковая личность. Иногда отдельно на каждый год, месяц и даже на каждый день.
Среди мужчин. Для меня Татарин-2012 – это автогонщик, руководитель детского фонда, благотворитель и «папа» ребятишек челнинского детдома, народный артист Салават, который в прошлом году организовал праздник в своем родном селе, пригласив своих друзей по эстраде и бизнесу. Завидую ему от души. В отдаленное село Аксает Татышлинского района РБ приехал президент Башкортостана Рустам Хамитов. Здесь же 40 — 50 тысяч «земляков» из – Башкортостана, Татарстана, Удмуртии и Пермской области. Покруче федерального сабантуя получилось!
Певец Салават в прошлом году организовал праздник в своем родном селе Аксает Татышлинского района РБ, пригласив своих друзей по эстраде и бизнесу |
К сожалению, в конце августа Салават на автогонках получил серьезную травму позвоночника, врачи прописали полный покой на три-пять месяцев, но Салават не стал переносить октябрьские гастроли, хотя тогда мог только стоять или лежать. Он продолжал петь и заряжать публику своей энергией
Назовите, пожалуйста, раскрученных федеральными телеканалами «звезд», которые могли бы в Казани 10 — 15 дней подряд давать концерт с аншлагами! Таковых нет. А на Салавата зритель идет, хотя он выступает уже давно, пора устать, надоесть публике. Хотя есть мастера вокала покруче, голоса посильнее. Не претендуя на звание «соловья», «золотого голоса», он умудряется оставаться интересным и полезным, что тоже поучительно и странно. Будущим летом Салават открывает 25-й сезон казанских «гастролей».
Среди женщин. Национальным героям недостаточно лишь мужества, любая нация гордится женственностью, красотой мудростью прекрасного пола. Не скрываю свою симпатию на звание «Татарка-2012» — это доктор социологических наук Гульнара Габдрахманова. Она возглавляет отдел этнологии и этнографии Института истории Академии наук РТ. Накануне съезда татар рабочая группа под ее началом написала концепцию сохранения идентичности татарского народа. Документ, разработанный по правительственному заказу, получился не для каждого обывателя, но по-научному капитальный, достойный детального изучения и исполнения ответственными и компетентными лицами. Правда, авторов по головотяпству забыли пригласить съезд и даже на секцию всетатарского форума, поэтому концепция была принята без обсуждения. При желании ее реализации ничто не мешает.
Доктор социологических наук Гульнара Габдрахманова. Рабочая группа под ее руководством написала концепцию сохранения идентичности татарского народа |
Впрочем, противников сохранения самоидентификации народов тоже немало, и в этом весь вопрос. В конце ноября известная федеральная газета (НГ) напечатала статью «Национальная концепция угасания», в которой автор Глеб Постнов предрекает, что вышеупомяная концепция станет «печальной сенсацией грядущего форума». Мол, татары сами стесняются разговаривать на татарском, объясняя, что родного языка им хватает и дома, а среди городских жителей им хотелось бы общаться исключительно на русском языке.
С одной стороны, в применении национальных языков в условия глобализации действительно проблемы есть. Надо бы их сформулировать и адекватно действовать. А с другой, татары вовсе даже не собираются испариться. Только четыре негосударственных газеты («Татарстан яшьләре», «Безнен гәзит», «Акчарлак», «Ирек мәйданы») набрали более 100 тысяч подписчиков в новом году. Их тиражи сопоставимы с аудиторией некоторых московских изданий, в которых пишут об окончательном угасании татар!
Да что там. Некоторые театры не могут выехать за пределы Садового кольца по причине неокупаемости гастролей и радуются каждой возможности добраться до казанского зрителя. А вот здесь на все премьерные спектакли камаловского театра не купишь билетов уже за неделю до представления. На 5-летие частного FM канала «Татар радиосы» в центре Казани, собралось, помню, 30 тысяч любителей татарской эстрады, в основном молодежь. Даже пришлось перекрывать улицу Татарстан напротив театра им. Камала! А ведь глобализация не пускает в города этническую культуру и национальные меньшинства, к которым я вынужден причислить и татар, составляющих четыре процента россиян.
Даже драконовские порядки с лишением права сдавать ЕГЭ на родном языке не останавливают татар! И даже «оптимизация» школ! Татары осваивают интернет, открывают виртуальные курсы, количество татарских сайтов исчисляется сотнями!
Так что научный труд Габдрахмановой и ее 6 коллег при надлежащем применении может помочь открыть новую страницу национально-культурной жизни татар. Его авторы не впадают в популизм и апатию, не противоречат стратегии национальной политике РФ, подписанной Владимиром Путиным в конце прошлого года. Концепция, кстати, не вполне сбалансированная с точки зрения нерусских народов, лишь восполняет пропущенное в федеральном документе, дает вектор развития, полезный не только татарам, но другим народам России.
Что касается русских и российской нации. Не стоит обольщаться в нынешнюю эпоху насчет безоблачного состояния русского языка и идентификации русского народа. Среди многомилллиардного населения Земли Россия по количеству жителей сопоставима с государством Бангладеш, значительно уступая Индонезии, Малайзии, Пакистану. И по площади, экономическим параметрам лидировать нелегко, особенно на фоне показателей советского прошлого. Всем народам, в том числе россиянам и русским, приходится задумываться об этнической идентификации.
Авторам сомнительных и непроверенных статеек и наиболее рьяным этнополитикам стоит присмотреться к опыту народов, которые реально, уже сейчас практикуют полилингвизм, одинаково или почти одинаково осваивая три языка – родной, материнский, государственный русский и международный, как правило, английский. По мнению академика Валерия Тишкова, двуязычие (теперь уже триязычие) татар является «форой», преимуществом. Придется вникать в эти вещи не только татарам и не только специалистам по этнологии.
В завершение скажу, мои симпатии 2012 года не были включены в список претендентов конкурса tatartime.com. Но повинен в этом только я сам, как и те из нас, кто точно знал достойнейших на свой взгляд, но не замолвил слова за них. А зря. Народ должен знать своих героев. Хотя бы для того, чтобы не спутать их с антигероями или никчемными типами. В этом весь смысл конкурса и этих заметок.
Пора уже заканчивать эти заметки. Иначе может получиться многотемье и размывание стержневой идеи. К ней будем придерживаться и во второй части статьи. О чем она будет?
Нужно отдельно рассматривать все новые стороны проблемы, которые начинают выделять энергию от любого прикосновения. Например, кого можно назвать русским человеком 2012 года? Кого же все-таки можно признать героем: человека, прославившего свой народ и страну или этнического патриота, кинувшегося защищать только свое племя? Почему президент страны в своем годовом послании Федеральному собранию 14 раз назвал слово «русский», процитировав так же какого-то ветерана, который всех бывших советских людей назвал русскими.
Изумленный народ хочет поточнее понять намерения власти в отношении нерусских. Невозможно понять многомиллионный социум – то он интернациональный, то советский, то русский, то сам по себе. То все свои, а потом глянешь — есть свои и чужие. Одни в чужой монастырь со своим уставом лезут, другие скрывают жизненный уклад, уклад и язык своих предков, за что их хвалят и продвигают. Третьим абсолютно пофиг на родные пенаты и они рвутся куда-то далеко, привыкая к незнакомым мелодиям и нравам. Но об этом потом, в следующий раз.
Римзиль Валеев
http://www.business-gazeta.ru/article/75276/
Новости оперативно узнаем в нашем телеграм-канале.
Семья Дины |