Прошел еще один год, как иногда принято говорить – «хамитовский». Что же он подарил, принес положительного татарам Башкирии? С глубоким сожалением, приходится констатировать, что реальное положение дел не позволяет дать удовлетворительный ответ на так поставленный вопрос.
Судите сами: в республике только за последние два года закрыты более 50 татарских школ, на государственном республиканском телевидении БСТ исчезла последняя (25 минут в неделю) постоянная передача на татарском языке, и это при том, что на башкирские передачи отводится по несколько часов в сутки, да еще круглосуточно работает чисто башкирский телеканал «Курай», при назначении на министерские и вице-премьерские посты, вообще, на любые руководящие посты, на первое место ставится принадлежность к, так называемому, коренному народу, под которым подразумевают башкир. Достаточно сказать, что среди девяти вице-премьеров республиканского правительства нет ни одного татарина. И это при том, что татары составляют более четверти населения Башкирии, а если учесть языковой фактор – то более трети. Не важно, что Конституция РФ и, даже, Башкирии, декларирует равенство прав граждан вне зависимости от их национальности. Однако, в Башкирии оказывается есть нечто, что выше конституционных норм. Так, в одном из своих интервью глава республики Рустэм Хамитов призвал не забывать, что «Башкортостан» переводится как «страна башкир». Похоже, всю национальную политику сегодняшнее руководство республики (а о вчерашнем и говорить нечего) целиком и полностью строит исходя из такого перевода, а не из норм Конституции. Да, с формальной точки зрения 2012 год ознаменовался поворотом руководства республики лицом (не к проблемам татар) к татарским общественным организациям. Так, после неоднократного переноса даты проведения, 21 апреля состоялась конференция Региональной национально-культурной автономии татар республики (РНКАТ РБ). В работе этого форума приняли участие и некоторые представители власти. Само собой разумеется, от них делегаты ожидали конкретных программ решения, накопившихся за долгие рахимовские десятилетия, татарских национальных проблем. И что же сказали государственные мужи из обеих сторон, привычно называемого, башкирского Белого дома? Вице-премьер правительства РБ Салават Сагитов утверждал, что в республике проводится большая работа по сохранению культуры татарского народа. И перечислил. Тем паче для этого много времени не требовалось: функционируют два татарских театра в Уфе и Туймазах, в деревне Килимово Буздякского района действует Татарский историко-культурный центр. Почему то вспомнил про организацию ежегодного туристического водного похода «Путешествие в Великий Булгар», к которому власти не имеют никакого отношения… В общем, Сагитов так обрисовал положение, что у татар, якобы, никаких проблем. Оказывается, в Башкортостане созданы все условия для изучения родного языка, его преподают в средних школах, гимназиях, детских садах, воскресных школах, вузах… и ни слова о массовом закрытии татарских школ. Интересно было слышать из его уст, что в Башкирии, якобы, выходят передачи на татарском языке в эфире региональных теле- и радиоканалов. Почти слово в слово тезисы Сагитова «о татарском рае» в РБ повторил и зам. руководителя Администрации президента РБ Марат Марданов, который несет прямую государственную ответственность за решение национальных проблем в республике. После выступления этих руководителей республиканского масштаба у постороннего человека мог появиться вполне законный вопрос: раз дело обстоит так прекрасно, раз проблем никаких нет, для чего собрались то эти татары, для чего эта конференция? Тем не менее, несмотря на всю сущностную бессмысленность, данная конференция дала ответ на главный вопрос – и сегодняшние власти Башкирии не собираются решать накопившиеся многочисленные татарские национальные проблемы и главную из них – придание татарскому языку статуса государственного. 2012 год ознаменовался поощрением государственной премией имени Салавата Юлаева человека, ведущего постоянные телепередачи, где татарское население многих районов в одностороннем порядке маркируется как башкирское – Салавата Хамидуллина. Даже при правлении Муртазы Рахимова до такого не доходили, до награждения государственной премией. Раньше того же Салавата Хамидуллина запускали в эфир с подобными «научными» открытиями только перед очередной переписью населения. При президенте Хамитове ситуация изменилась. Мало того, наградили человека за столь сомнительный труд, да еще дали возможность вести такую антитатарскую пропаганду на постоянной основе. Еженедельно. Постоянно. В конце 2012 года в Казани прошел пятый съезд Всемирного конгресса татар. И на этот раз делегаты всемирного форума были лишены возможности узнать правду о положении более чем миллиона татар Башкирии. Выступившая по согласованию с властями Татарстана председатель РНКАТ РБ, депутат республиканского Курултая Римма Утяшева, озвучила на съезде текст, заготовленный в недрах Администрации президента РБ. И, конечно же, как и говорили республиканские госмужи на конференции РНКАТ РБ – Сагитов и Марданов, так и говорила депутат Утяшева – все хорошо, всем спасибо, отказавшись озвучить текст, подготовленный Советом РНКАТ РБ и утвержденный на заседании представителей общественных организаций татар РБ. Конец 2012 года ознаменовался закономерным торжеством такой горбатой национальной политики. Общеизвестно, что по массовости празднования, по искренности ожидания перемен к лучшему, празднование Нового года выделяется среди остальных праздников в стране и республике. Большое значение, при этом, играет телевидение, какой настрой оно преподнесет. И что же преподнесли жителям нашей республики, в том числе татарам, по государственному общереспубликанскому телеканалу 31 декабря? Весь вечер перед наступлением Нового года и после транслировали заключительный концерт участников конкурса башкирской песни. Там пели, играли на курае, веселились. По башкирски, на башкирском. Конечно же, татарская общественность неоднократно пыталась достучаться до высокопоставленных руководителей республиканского Белого дома, до Администрации президента РБ и до самого главы республики Рустэма Хамитова. Однако, любые попытки обмена мнениями по проблемам татар были презрительно проигнорированы верховными божествами из Администрации президента РБ. Так прошел 2012 год. Еще один год несбывшихся надежд и ожиданий. Карим Яушев, член Совета РНКАТ РБ karim-yaushev.ru
16.02.2013 В СПИСКЕ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ЗВАНИЕ «ТАТАРИНА-2012» – МУФТИИ, ДЕПУТАТЫ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ЗВЕЗДЫ ЭСТРАДЫ, АКАДЕМИКИ, УЧИТЕЛЯ… КОГО ВЫБРАТЬ? Быть лучшим представителем своего народа – награда или историческая миссия каждого человека? Как определить героя каждого уходящего года или месяца? Об этом в своем очередном материале для газеты «БИЗНЕС Online» размышляет известный журналист и общественный деятель Римзиль Валеев.
Имам казанской мечети «Сулейман» Ильдар Баязитов (в центре)
ТЕМА, КОТОРАЯ НЕ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ АКТУАЛЬНОЙ
Скажем прямо - тема противоречивая и чреватая. Кто-то напишет комментарий в форуме: «Оголтелый националист!» Что ж, попытаемся разобраться с этим узелком. Неподдающимся. Но соблазнительным. Потому что это связано с национальными корнями. Ходят слухи об отмирании сознания собственной принадлежности к этническому сообществу, к традициям предков, но они сильно преувеличены. Это чувство живет даже у самого беспамятного, синтетического, презирающего пятую графу анкеты и объявившего себя Человеком Планеты. Иногда оно пробуждается в таком реактивном формате, что превращается в разрушительную силу. Или, наоборот, в созидательную. Нередко превращающуюся в революционную.
Сейчас, когда часто говорят об упразднении национального чувства, о целесообразности его перевоплощения или о смене этнической ориентации, национально-культурная окраска идеалов приобретает все большую актуальность. Если не идеалов, то хотя бы образцов для подражания, примеров для остальных соплеменников. Нет, не праздный, не пустой этот вопрос, а вполне даже насущный.
АХ, КАКОЙ БУКЕТ! ОТКУДА ЦВЕТОЧКИ?
Кто станет самым заслуженным татарином 2012 года? И вообще, каким предстает образ татарина нынешней эпохи? В результате голосования на независимом интернет-сайте «Татар заманы» («Татарская эпоха»), наибольшее количество баллов набрал имам казанской мечети «Сулейман» Ильдар Баязитов. Любопытная личность, человек явно не из привычной обоймы государственных и культурно-научных светил, и уж точно не раскрученный оплаченными PR проектами. В этом есть немалый толк и смысл, о чем поговорим позже.
«Татар заманы» пытается определить, кто достоен звания «Татарин-2012»
В списке претендентов можно увидеть имена муфтиев, депутатов разных уровней, предпринимателей, популярных эстрадных певиц, академиков и профессоров, учителей и бизнесменов. Достаточно сказать, что на звание «Татарин-2012» могли претендовать финалисты всех 20 номинаций интернет-голосования и почти каждого из них можно считать «главным» в своей сфере. Но вряд ли могут соревноваться по одним и тем же критериям имам и оперный певец, бизнесмен и учительница, государственный деятель и правозащитник. В обыденной жизни и перед взорами народа они стоит рядышком, в том же порядке могут навсегда «запасть» в душу и сохраниться в памяти людей.
А СУДЬИ КТО?
Вообще-то, вопрос о главном татарине до сих пор остается открытым, так как никогда он не ставился перед широкой общественностью, во всяком случае, никогда не находилось ответа на него. Знаете ли вы, кто самый-самый авторитетный татарин на все времена? Хотя исторические личности из татар известны наперечет, непросто составить даже список самых достойных татарских деятелей. Лично я помню единственный случай, когда накануне 1000-летия Казани группа энтузиастов из издательского дома «Парадигма» издала шикарную книгу «100 выдающихся татар» с расшифровкой «Татарский век глазами национальной элиты». То есть отбор и оценка «выдающихся» - только на совести издателей и современных общественных деятелей, у которых были взяты интервью о самых культовых личностях татарского мира прошлого века. Если же объявить официальный конкурс с использованием даже минимального административного ресурса, то моментально взошли бы на вершину действующие руководители региона или города. Особенно если они хоть как-то помогают национальной культуре, образованию, поддерживает общественные инициативы. Голосами в их пользу переполнились все почтовые ящики и серверы! Вспомните избирательные кампании прошлых лет, и вы мгновенно догадаетесь, кто будет лидером. В случае же проведения более неформального, общественного конкурса, ситуация усложняется. В любом случае главный человек небольшого народа превращается в национального героя, и потому его выдвижение превращается в нешуточную затею...
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ, С ЧЕМ ЕЕ ЕДЯТ…
Одно дело – лучший учитель, милиционер, даже «Мужчина года: женский взгляд» и представитель какой-то социальной группы или профессии. А как отобрать образцовый экземпляр из целого народа, древнего человеческого рода, разбросанного на весь мир? По каким критериям и чьей непреклонной волей? В данном же случае соблазнительная интрига заключается в элементе случайности выбора, эффекте обстоятельств последних и широкоформатных событий. В социологических опросах важны не персональный состав оценщиков и символических фигур, а их соответствие запросам этноса. А народ, в данном случае татарский, состоит из богатых и бедных, академиков и плотников, властвующих и бомжей, не исключая всех безработных граждан. Раз уж законно избранные депутаты, избиркомы подвергаются критическому осмыслению, то любой «национальный герой» рискует быть воспетым одними и растоптанным другими. В данном случае решает стихия голосования на независимом сайте, который освещает темы национальностей и демократического развития, общественного прогресса. У меня нет никаких оснований не верить предлагаемому списку и голосованию хотя бы потому, что больше никто не предлагает иной список, альтернативные и другие предпочтения при голосовании.
ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ ИМЕН
Круг лиц, причастных к выдвижению татарских «батыров», включая самих выдвигаемых, так или иначе слышали или хорошо знают о татарах, классических символах наиболее славных и креативных татар. Атилла (начало первого тысячелетия, гуннская стадия истории), поэт XIII века Кул Гали (единый для всех тюркских народов), Кул Шариф (XVI век) и ученые-просветители Кандалый, Марджани, Курсави, поэт начала XX века ГабдуллаТукай, литератор и политический деятель Гаяз Исхаки, композитор Салих Сайдашев, поэты Хади Такташ, Муса Джалиль, Фатих Карим, композитор ФаритЯруллин, художник и скульптор Баки Урманче…(Здесь кто-то может пополнить список своими предпочтениями, это его право, но принципиально список не изменится)
Если в прошлые годы татар символизировали поэты, музыканты, ученые-гуманитарии, то сейчас наступил век политиков и экономистов
Отбирать выразителей татарских чаяний последних 50 - 70 лет, прославивших своими достижениями, нелегко. Если в прошлые годы татар символизировали поэты, музыканты, ученые-гуманитарии, то сейчас наступил век политиков и экономистов, технических и математических гениев, мастеров профессиональной музыки, театра. А кого именно выбрать, да таких, чтобы не понадобилось представлять, благодаря их общетатарской славе и известности в России и за рубежом? Илхам Шакиров, Альфия Авзалова… А в новое, постсоветское время поднялся неожиданный символ татар – Минтимер Шаймиев. Как бы в продолжение таких исторических знаков государственности Улугмухамета и Кул Шарифа, Сююмбике. Не только как образ успешного и широко известного руководителя одного из регионов России, а как реального лидера, который без видимого напряжения заставил признавать, уважать республику и татар вообще. Статус человека, который влияет на регион и народ, автоматически переносится и на преемника первого президента, на заметных личностей его команды. Вот и все. Пока добавить некого. Но народ знает своих героев. Особенно приблизились к реальным событиям и личностям, которые сыграли и играют заметную роль в судьбе татар: лидер национального движения конца XX века, ныне покойный Марат Мулюков, тренер Зиннатулла Билялетдинов, астрофизик Рашит Сюняев, физик Роальд Сагдеев, композитор София Губайдуллина, писатель Туфан Миннуллин, академики Миркасым Усманов, Индус Тагиров, генерал армии Махмут Гареев, хирург Ренат Акчурин, благотворитель Асхат Галимзянов, артистка Чулпан Хаматова и другие мастера театра и эстрады, да и еще несколько личностей могли бы. А еще? Да, есть еще писатели, композиторы, художники, спортсмены, крупные руководители, благотворители, учителя, инженеры. Археолог Альфред Халиков, шахматист Рашит Нежметдинов, творец цветомузыки Альберт Галеев, скульптор Ильдар Ханов и многие другие уже ушедшие знаковые личности будут продолжать оказывать влияние, как бы двигаясь в пространстве и времени. А сейчас формируется виртуальный татарский мир, где просто никак невозможно не расставлять и тщательно не разглядывать события, факты, судьбы, поступки, любое значительное действие. Места в Сети хватит всем! В памяти и душах – тоже. Все зависит от «емкости» совести…
Минтимер Шаймиев и народный артист Салават (слева)
КОГО И КАК ВКЛЮЧИЛИ В СПИСОК?
Как объявили организаторы конкурса, редакция сайта на звание «Татарин -2012» представила 60 «наиболее деятельных и глубоко мыслящих соотечественников, которые активно принимают участие в национальной жизни татар». Требования, предъявляемые к кандидатам – верность духовным ценностям и нравственным принципам татарского народа, самостоятельное и смелое мышление, глубокие знания, умение отстаивать историческую правду и справедливость, терпеливое отношение к людям с различным мировоззрением и личный пример служения народу. «В этом конкурсе ценятся не столько слава, нажитая долгими годами и PR-акциями, сколько насущная потребность в конкретных действующих лицах и реальных делах, новых идеях», - провозгласили организаторы. Так, в качестве лидеров молодежи включен молодежный центр «Идель» минмолодежи Татарстана, а в число благотворителей года Рауф Хасанов, предприниматель из Башкортостана, который по телеканалу ТНВ увидел бесценные руины, выкупил на аукционе здание типографии «Милләт» на ул. Нариманова, 62 и уже в течение года восстановил памятник истории и культуры. Татарина года определяют по номинациям «Политик года», «Национальный просветитель», «Национальный историк», «Национальный идеолог», «Национальный ученый», «Татаризация компьютерной техники», «Журналист года», «Муфтий года», «Имам года», «Организатор этнокультурной жизни», «Молодежный лидер», «Редактор года», «Дочь нации», «Благотворитель года», «Открытие года» и другие. Также отдельно в номинации включены разные проекты. Например, «Русскоязычный проект с татарским акцентом», «Мусульманский сайт на татарском языке», «Новые национальные проекты».
Надо использовать любую возможность для развития и сохранения истории, культуры, языка, традиций татар
В список участников конкурса включены президент Татарстана Рустам Минниханов, государственный советник Минтимер Шаймиев, депутат Государственной думы, член совета по национальным вопросам при президенте России Ильдар Гильмутдинов, депутаты Государственного Совета Марат Хайруллин, Фарид Мифтахов, Рафаил Хакимов, этнолог Дамир Исхаков, просветитель Илдус Амирхан, историк Илдус Загидуллин, руководители муфтиятов российских регионов Альбир Крганов, Тагир Саматов, Мокатдэс Бибарсов, имамы казанских мечетей Илдар Баязитов, Саиджагфар Лотфуллин, Наил Гарипов, молодые мастера вокала Дина Гарипова, Эльмира Калимуллина, Ришат Тухватуллин. Среди успешных проектов, значимых для татар, названы издания, выходящие на русском языке, но обращающие внимание на национальную историю и культуру. Можно было к этим 60 номинантам добавить еще полсотни интересных кандидатов, в результате облик татар России и мира стал бы только ярче и интереснее. И это показало бы, что легенда об отсутствии пророков в татарском отечестве, лидеров и «ударников» национального шевеления в корне неверна. Оказывается, личностей много, стоит только посмотреть и увидеть. Может, именно это хотели сказать организаторы?
«КАКОЕ МОЕ ДЕЛО ДО ТАТАР?»
Да это чисто татарское занятие – определять лучшего среди самих себя. Казалось бы так. Но вряд ли равнодушны представители всех национальностей и даже самого государства к политическому портрету и человеческим качествам татарских лидеров. И это не только выбор соседей, с которыми встречаешься чаще, чем с родней, уклада жизни, покоя и благополучия. Каждая третья семья – смешанная, во втором или третьем поколении «коктейль» кровей и культур еще богаче. Тем более, как говорится, «поскреби русского – найдешь татарина». В 1960 - 1970-е годы прошлого века публика штурмовала двери концертных залов Казани, Москвы, других регионов, когда выступали Рашит Вагапов или Ильхам Шакиров. Иногда приходилось подтягивать конную милицию. Хотя москвичи это замечали, в этом котле кипели в основном сами татары. Иногда появляются и другие символы, выходящие за пределы круга любители национальной культуры. В 1990-е годы прошлого века молодой генерал Советской Армии Джохар Дудаев стал не только председателем Верховного Совета северокавказской республики, а лидером чеченцев. И это изменило ход событий. Кстати, именно тогда в татарском движении появились майоры, полковники и генералы в отставке, по своему возрасту и опыту способные к серьезным действиям. Тогда же «всплыли» яркие представители творческой интеллигенции, ученые, журналисты, юристы, многие из которых нашли свое применение в региональных и федеральных органах власти.
Татары не стали повторять дудаевский пример, они удовлетворяют свои амбиции в политике и экономике, культурно-просветительской, дипломатической стезе, не в последнюю очередь - в силовых структурах. У каждой эпохи – свой флаг, видимый издалека и интуитивно понятный любому непосвященному. Помните митинги и политическую голодовку 1991 года? 20-тысячная толпа аплодировала Фаузие Байрамовой, которую понесли к микрофону митинга прямо в высоко поднятом кресле. Потому что она выражала исторические чаяния татарского народа, что было тогда важнее всего. В список номинантов 2012 года она тоже включена, но уже в качестве летописца татарских регионов России. Все течет, все меняется. Сохраняется интерес к образцу, идеалу, образцу своего народа. Вряд ли они утверждаются голосованием. И у каждого своя знаковая личность. Иногда отдельно на каждый год, месяц и даже на каждый день.
МОИ СИМПАТИИ 2012 ГОДА
Среди мужчин. Для меня Татарин-2012 – это автогонщик, руководитель детского фонда, благотворитель и «папа» ребятишек челнинского детдома, народный артист Салават, который в прошлом году организовал праздник в своем родном селе, пригласив своих друзей по эстраде и бизнесу. Завидую ему от души. В отдаленное село Аксает Татышлинского района РБ приехал президент Башкортостана Рустам Хамитов. Здесь же 40 - 50 тысяч «земляков» из – Башкортостана, Татарстана, Удмуртии и Пермской области. Покруче федерального сабантуя получилось!
Певец Салават в прошлом году организовал праздник в своем родном селе Аксает Татышлинского района РБ, пригласив своих друзей по эстраде и бизнесу
К сожалению, в конце августа Салават на автогонках получил серьезную травму позвоночника, врачи прописали полный покой на три-пять месяцев, но Салават не стал переносить октябрьские гастроли, хотя тогда мог только стоять или лежать. Он продолжал петь и заряжать публику своей энергией Назовите, пожалуйста, раскрученных федеральными телеканалами «звезд», которые могли бы в Казани 10 - 15 дней подряд давать концерт с аншлагами! Таковых нет. А на Салавата зритель идет, хотя он выступает уже давно, пора устать, надоесть публике. Хотя есть мастера вокала покруче, голоса посильнее. Не претендуя на звание «соловья», «золотого голоса», он умудряется оставаться интересным и полезным, что тоже поучительно и странно. Будущим летом Салават открывает 25-й сезон казанских «гастролей». Среди женщин. Национальным героям недостаточно лишь мужества, любая нация гордится женственностью, красотой мудростью прекрасного пола. Не скрываю свою симпатию на звание «Татарка-2012» - это доктор социологических наук Гульнара Габдрахманова. Она возглавляет отдел этнологии и этнографии Института истории Академии наук РТ. Накануне съезда татар рабочая группа под ее началом написала концепцию сохранения идентичности татарского народа. Документ, разработанный по правительственному заказу, получился не для каждого обывателя, но по-научному капитальный, достойный детального изучения и исполнения ответственными и компетентными лицами. Правда, авторов по головотяпству забыли пригласить съезд и даже на секцию всетатарского форума, поэтому концепция была принята без обсуждения. При желании ее реализации ничто не мешает.
Доктор социологических наук Гульнара Габдрахманова. Рабочая группа под ее руководством написала концепцию сохранения идентичности татарского народа
В ЧЕМ ПРАВОТА ГУЛЬНАРЫ?
Впрочем, противников сохранения самоидентификации народов тоже немало, и в этом весь вопрос. В конце ноября известная федеральная газета (НГ) напечатала статью «Национальная концепция угасания», в которой автор Глеб Постнов предрекает, что вышеупомяная концепция станет «печальной сенсацией грядущего форума». Мол, татары сами стесняются разговаривать на татарском, объясняя, что родного языка им хватает и дома, а среди городских жителей им хотелось бы общаться исключительно на русском языке. С одной стороны, в применении национальных языков в условия глобализации действительно проблемы есть. Надо бы их сформулировать и адекватно действовать. А с другой, татары вовсе даже не собираются испариться. Только четыре негосударственных газеты («Татарстан яшьләре», «Безнен гәзит», «Акчарлак», «Ирек мәйданы») набрали более 100 тысяч подписчиков в новом году. Их тиражи сопоставимы с аудиторией некоторых московских изданий, в которых пишут об окончательном угасании татар! Да что там. Некоторые театры не могут выехать за пределы Садового кольца по причине неокупаемости гастролей и радуются каждой возможности добраться до казанского зрителя. А вот здесь на все премьерные спектакли камаловского театра не купишь билетов уже за неделю до представления. На 5-летие частного FM канала «Татар радиосы» в центре Казани, собралось, помню, 30 тысяч любителей татарской эстрады, в основном молодежь. Даже пришлось перекрывать улицу Татарстан напротив театра им. Камала! А ведь глобализация не пускает в города этническую культуру и национальные меньшинства, к которым я вынужден причислить и татар, составляющих четыре процента россиян. Даже драконовские порядки с лишением права сдавать ЕГЭ на родном языке не останавливают татар! И даже «оптимизация» школ! Татары осваивают интернет, открывают виртуальные курсы, количество татарских сайтов исчисляется сотнями! Так что научный труд Габдрахмановой и ее 6 коллег при надлежащем применении может помочь открыть новую страницу национально-культурной жизни татар. Его авторы не впадают в популизм и апатию, не противоречат стратегии национальной политике РФ, подписанной Владимиром Путиным в конце прошлого года. Концепция, кстати, не вполне сбалансированная с точки зрения нерусских народов, лишь восполняет пропущенное в федеральном документе, дает вектор развития, полезный не только татарам, но другим народам России. Что касается русских и российской нации. Не стоит обольщаться в нынешнюю эпоху насчет безоблачного состояния русского языка и идентификации русского народа. Среди многомилллиардного населения Земли Россия по количеству жителей сопоставима с государством Бангладеш, значительно уступая Индонезии, Малайзии, Пакистану. И по площади, экономическим параметрам лидировать нелегко, особенно на фоне показателей советского прошлого. Всем народам, в том числе россиянам и русским, приходится задумываться об этнической идентификации. Авторам сомнительных и непроверенных статеек и наиболее рьяным этнополитикам стоит присмотреться к опыту народов, которые реально, уже сейчас практикуют полилингвизм, одинаково или почти одинаково осваивая три языка – родной, материнский, государственный русский и международный, как правило, английский. По мнению академика Валерия Тишкова, двуязычие (теперь уже триязычие) татар является «форой», преимуществом. Придется вникать в эти вещи не только татарам и не только специалистам по этнологии. В завершение скажу, мои симпатии 2012 года не были включены в список претендентов конкурса tatartime.com. Но повинен в этом только я сам, как и те из нас, кто точно знал достойнейших на свой взгляд, но не замолвил слова за них. А зря. Народ должен знать своих героев. Хотя бы для того, чтобы не спутать их с антигероями или никчемными типами. В этом весь смысл конкурса и этих заметок.
А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ…
Пора уже заканчивать эти заметки. Иначе может получиться многотемье и размывание стержневой идеи. К ней будем придерживаться и во второй части статьи. О чем она будет? Нужно отдельно рассматривать все новые стороны проблемы, которые начинают выделять энергию от любого прикосновения. Например, кого можно назвать русским человеком 2012 года? Кого же все-таки можно признать героем: человека, прославившего свой народ и страну или этнического патриота, кинувшегося защищать только свое племя? Почему президент страны в своем годовом послании Федеральному собранию 14 раз назвал слово «русский», процитировав так же какого-то ветерана, который всех бывших советских людей назвал русскими. Изумленный народ хочет поточнее понять намерения власти в отношении нерусских. Невозможно понять многомиллионный социум – то он интернациональный, то советский, то русский, то сам по себе. То все свои, а потом глянешь - есть свои и чужие. Одни в чужой монастырь со своим уставом лезут, другие скрывают жизненный уклад, уклад и язык своих предков, за что их хвалят и продвигают. Третьим абсолютно пофиг на родные пенаты и они рвутся куда-то далеко, привыкая к незнакомым мелодиям и нравам. Но об этом потом, в следующий раз. Римзиль Валеев
Айрат Ибрагимов родился 10 февраля 1936 года в крестьянской семье в селе Метеубаш Белебейского района Башкирской АССР. Сооснователь просветительского общества «Туган тел» одной из первых в СССР татарских общественных организаций. Стараниями Айрата Ибрагимова и активистов общества «Туган тел» вышли в свет первые номера газеты «Өмет», основан Центр тататарской культуры Ульяновска и выход в эфиробластного телевидения программы «Чишмә».
На свои средства издает книги, связанные с проблемами татарского образования, культуры, а также возвращения мечети на ул. Федерации, 33 Корреспондент татаро-башкирской редакции радио «Свобода». Его материалы постоянно публикуются в татарстанских газетах.
(тат. Гыйльманшина Гүзәл Фәнил кызы, лат. ĞilmanşinaGüzälFänilqızı, ар.ﻋﻳﻟﻣﺎﻧﺷﻳﻧﺎ ﮔوﺯﻪل ﻓﻪﻧﻳل ﻗﺌِﺯئِ) (р. 11.10. 1988 г.)
В 1996-2006 гг., Училась в СОШ № 57г. Ульяновска.
В 2006-2008 гг. в Ульяновском Строительном колледже по специальности юрист, с 2010 г. учится на факультете Гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ по специальности «Социальная работа».
С октября 2006 г. – по январь 2007 г.активистка татарской молодежной организации «Яңа йолдыз», в январе-марте 2007 г. молодежной организации “Ак Барс” (Татарский молодежный центр)
Восемь девушек из разных районов Удмуртии прошли в финал конкурса «Татар кызы-2013». В конкурсе смогли принять участие девушки, владеющие татарским языком, в возрасте от 16 до 25 лет (включительно) при росте не менее 165 см. Для победы юным красавицам предстоит преодолеть 3 этапа: дефиле в самостоятельно созданном образе, творческий номер на национальную тематику и эссе. Со всем участницами будут работать педагоги по татарскому языку, хореографии и вокалу. Победительница получит звание «Татар кызы–2013» и калфак ручной работы, сделанный в Казани на заказ. Всех участниц конкурса ожидают ценные призы от организаторов, спонсоров и партнеров проекта. 3 февраля стартовало голосование на «Приз зрительских симпатий», а финал конкурса «Татар кызы-2013» состоится в Ижевске 16 марта, в «Доме дружбы народов».
Молодой татарский писатель Ильдар Абузяров – знаковая фигура в современной литературе. Однако затесаться в тусовку либеральных писателей он не спешит, предпочитая места «погорячее»: будь то Египет во времена свержения Мубарака или Киргизия, где бушуют народные протесты. И хроника этих событий тонко вплетается в его творчество, позволяя читателю взглянуть на жизнь уже под другим углом – более провокационным, раскрывающим основные болевые точки нашего общества.
– Вас называют «странствующий писатель». И действительно, ваша творческая лаборатория поставлена на колеса – вы много путешествуете. А некоторые называют вас «странным писателем». Поскольку ваши маршруты не могут не удивлять. Например, вышедший осенью роман «Мутабор» вы начали писать в Киргизии в дни свержения Бакиева. А закончили уже в Египте, в тот самый момент, когда свергали Мубарака.
Вы специально стремитесь в места, где реально пишется история, где взрывается энергия масс, меняя политические системы?
– Как-то неловко начинать разговор с «себя любимого», но порой я стараюсь попасть в так называемые точки силы. Места, где меняется история – «здесь и сейчас». Совершается скачок или фрустрация времени и пространства. В таких точках происходят очень интересные явления. Вдруг будто кладовая небес открывается, и на тебя сыплются истории.
Ближний Восток сейчас, как мне кажется, и есть такой центр мира, где творится история и, возможно, начинается третья мировая война. Поэтому побывать там современнику и посмотреть на все своими глазами, прежде чем тебе запудрят мозги пропагандой, и прежде чем все будет разрушено и стерто в пыль, очень важно.
И если выбирать из двух определений, то мне ближе «странный». Потому что тот, кто постоянно бегает с места на место – старается убежать от себя и саморазрушения. Я же, наоборот, хочу оказаться в очаге разрушений.
Дан приказ ему – на Восток!
– Как считаете, революция создает человечество или она переламывает его? Для Востока баррикады на улицах тоже ступень развития, как и для Запада?
– Человечество создает революцию, чтобы переломить политическую ситуацию. Но иногда революция заходит так далеко, что начинает перемалывать самих людей.
Но без больших жертв больших рывков не бывает. Таковы общие для всех законы. Для Востока баррикады на улицах могут оказаться как ступенью вверх, так и ступенью вниз – к анархии и архаизации общества.
В любом случае, жертвы неизбежны. Даже если ты просто сидишь дома, и занимаешься своей семьей. Потому что, когда у тебя рождаются дети, ты уже жертвуешь собой, растворяя себя в их жизни и уступая им свое место. Если ты, конечно, хочешь чтобы твои дети, то есть следующее поколение, жили лучше тебя.
– «Мутабор» в переводе с латинского означает «я меняюсь, превращаюсь». Еще его можно трактовать как «волшебное слово, превращающее людей в животных».
– Мутабор – это магическое слово. В сказке Гауфа «Халиф-аист», злой волшебник, чтобы завладеть страной, подсунул порошок правителям. Когда те начали вести праздную жизнь в похоти и алчности, в коррупции и мздоимстве, то уже не смогли вернуть себе человеческое обличье.
Власть развращает, абсолютная власть приводит к дефекту личности. Страна, где происходит действие романа, я условно назвал ее «Кашевар», живет во многом за счет наркотрафика. Это устраивает развращенных правителей, для которых главное – удержать людей в узде.
Но и маленький человек, не облеченный властью, тоже легко теряет свое человеческое обличье из-за своей лености и бездействия. А тут еще его зомбируют с экранов. Призывают хохотать с утра до ночи над пошлыми шутками. То есть тоже подсыпают порошок и произносят заклинания!
Мы уже давно живем в стране дураков по принципу: «Я начальник, ты дурак». И таким начальникам выгодно иметь в подчиненных дураков, чтобы те их не подсидели. А власти выгодно иметь необразованное население, которое никогда само не замахнется на власть и не попросит подвинуться. Получается замкнутый круг.
– Мутабор – это стадное движение? Оно необратимо? Можно ли остановить это горькое возвращение человечества в дикость?
– Возвращение человека в дикость остановить нельзя, потому что человек и не выходил из состояния дикости.
«Мутабор» – это слово, которое произносит скучающий эгоист и индивидуалист, поэтому вроде о стадном движении речи нет. Но это только на первый взгляд. Потому что даже эгоисты однажды тоже сбиваются в кучу. Сбиваются, чтобы избавить себя от скуки, лени, мелкой тоски, расстройства психики, инертности бытия. Так цветные революции становятся легким наркотиком, к которому легко привыкаешь.
А потом уже становится тяжелее. Потом наступает кризис. А в критических ситуациях люди сбиваются в стаи, чтобы противостоять страху. Толпа избавляет человека от страха чего-то нового непредсказуемого и ужасного. От страха смерти, например. За революцией следует реакция, гражданская война или новая, более кровавая революция.
– В романе «Мутабор» вы «посылаете» европейца на Восток, чтобы он прошел изнурительный путь так называемого «суфия». Вы уверены, что «…путь к процветанию этой земли найдет иностранец, прошедший путь суфия наоборот. От человека цивилизованного… до полного ничтожества…от человека, полностью поборовшего свои низменные инстинкты».
Это развитие темы – нет пророка в родном отечестве? Или некая аналогия с восточным человеком Христосом, который указал путь процветания Западу? И не окажется ли этот человек неким Лениным, тоже указавшим путь? И кто снимается в этой роли личности, которая сыграет роль в истории?
– Настоящий пророк никогда своим отечеством не ограничивается.
Один из признаков настоящего пророка в том, что его учение охватывает целые этносы, к которым он сам не принадлежит.
А Ленин, от которого теперь принято шарахаться, не пророк, а прагматик и великий политический деятель. И надо сказать, выдающийся политический авантюрист (а каждый политик – авантюрист) в истории явление куда более редкое, чем пророк. Поэтому вероятность повторения сценария стремится к нулю. Но сам проект СССР вызвал колоссальные позитивные изменения во всем мире.
Надо ли плыть в революцию дальше?
– Вы иногда напоминаете журналиста, ведущего репортаж из пламени революций, где кипит котел истории. Вы, например, написали совершенно потрясающую фразу: «люди сходят с ума, но в тоже время они прекрасны – в этот миг обретения свободы».
Сойти с ума – это шаг к прекрасному? Но ведь миг обретения свободы проходит, и устанавливается новый режим неволи.
– Я написал «в тоже время», — а это подразумевает, что одно другому не мешает. Прекрасны героизм и самопожертвование, но и им нередко сопутствует безумие. Обретение свободы, по-хорошему, должно заканчиваться установлением правопорядка, а не «режима неволи». Свобода возможна в рамках закона, в противном случае это анархия.
– Верно ли, что революция всегда пожирает своих детей?
– Не все революции так кровожадны, бывают и бескровные. И потом, скорее, дети революционеров пожирают своих родителей. Или внуки. Вспомним Аркадия и Егора Гайдара. Революция – это духовный акт. А пожирание связано с плотским. Здесь я имею в виду не цветные псевдо-революции, а настоящие революции, достижения и завоевания которых проедают дети и внуки.
– А что страшнее – сойти с ума или сойти с души?
- Сойти с ума страшнее для эгоиста, потому что с души как сошел, так можно к ней и вернуться, а вот возвратить себе здравый разум – это затруднительно. Но мы подразумеваем, что человек, сошедший с ума, делает зло не по своей воле, а потому что он не понимает, что делает, не различает добро и зло. А человек, отказывающийся от своей души – делает выбор сознательно. И это, конечно, страшнее.
Кстати, тот же Вильгельм Гауф умирает в 25 лет от брюшного тифа. В то время он как раз работал над романом «мемуары Сатаны». Что для него было лучше умереть или дописать роман? Выбор пусть делает каждый сам за себя.
– Есть такая формула совершенства – «начни с себя». (Хочешь, чтобы изменился мир, чтобы изменилась страна, – начни с себя).
А на ваш взгляд, что важнее, – борьба с самим собой или же с врагами по ту сторону баррикады?
– Эта дилемма уводит нас далеко в сторону. На самом деле, важно и то, и то. Одно без другого невозможно. Мы должны работать и над своей душой, и над преображением мира. Поле битвы с врагом – и собственная душа, и весь мир.
Можно долго заниматься самосовершенствованием в закрытой комнате, а потом выйти на улицу и обнаружить, что окружающие стали слишком несовершенными для тебя. К тому же, самосовершенствование вдали от людей быстро превращается в самолюбование.
Этим грешат многие самосовершенствующиеся: они практикуют самолюбование, при этом демонстрируют снобизм по отношению к народу, употребляют словечки вроде «совок», «быдло», что недопустимо для воспитанного человека. С другой стороны бегать с утра до ночи по улицам и кричать о несправедливости в то время как твои дети не умыты, не накормлены, не уложены спать, это, знаете ли, тоже не очень чистоплотно. Не случайно в исламе борьба с самим собой, со своими пороками, с гнилью и грязью внутри себя считается Большим джихадом, а борьба с внешним врагом – малым джихадом.
Напугай и властвуй?
– Чем вы можете объяснить рост межнациональной и межконфессиональной напряженности в обществе? Верите ли, что когда-нибудь люди научатся понимать друг друга?
Как понимать, что один и тот же Бог создает христианскую цивилизацию и цивилизацию исламскую, и одна является благом, а другая несет в себе угрозы?
– Рост напряженности в обществе объясним объективными историческими процессами. Идея о том, что все люди вдруг начнут друг друга понимать, кажется утопичной. Пост-христианская цивилизация несет для исламской не меньшую угрозу (а может быть, с учетом военного и экономического перевеса Запада – и большую), чем исламская – для христианской.
И не просите меня отвечать за Бога – у меня не получится.
– Один замечательный писатель озвучил мысль: «русский – значит православный». Какое определение современного «русского» могли бы дать в свою очередь вы? И следует ли каждому этносу создавать свою религию?
– После семидесяти лет советской власти уже нельзя сказать, что русский – значит православный. Да и в 1917 году не все русские были православными – иначе не случилась бы революция.
Русский – это тот, кто себя считает таковым. У меня много знакомых русских мусульман и католиков. Не говоря уже об атеистах. Что им, отказаться от своего этнического происхождения? Ситуация, когда каждый этнос имеет свою собственную религию, именуется язычеством. Великие религии, христианство, ислам, буддизм, всегда межэтничны.
– Каково у вас отношение к лозунгу «Россия для русских»? Это станет свободой для всех или горем для всех? Важнее единство этническое или этическое?
– Сегодня лозунг «Россия для русских» читается как «Их слишком много, они слишком шумные (опасные), не русские. И давайте, поскорее, их отделим». И этот лозунг порожден испугом, в нем звучит мотив саморазрушения, он несет угрозу для российской государственной целостности. Если человек что-то очень боится потерять – он обязательно это потеряет.
– Сегодня многие публицисты и политики говорят об ущемлении «прав русского народа в собственной стране». В чем это проявляется? Вы согласны с этим мнением? А чьи еще права ущемляются?
– Тема ущемления прав русского народа эксплуатируется националистами, чтобы зародить в душе русского человека обиду и таким образом спровоцировать его агрессивную реакцию.
Это как в общественном транспорте, когда тебя случайно кто-то задел, а ты в ответ бьешь кулаком в лицо. И не важно, что тебе лишь слегка на ногу наступили, – ведь ты уже копил внутри себя агрессию, а дальше – был бы повод. Повод на миг почувствовать себя обиженным, ущемленным. Обида как бы оправдывает агрессию, в сознании агрессора делает проявление насилия справедливым.
А в России ущемляются права абсолютно всех, и русские здесь не исключение.
Были мы самой читающей страной, а стали – считающей….
– Во времена СССР в стране был настоящий книжный бум, люди любили читать. Но из читающей страны мы превратились в считающую. Сегодня многие писатели жалуются, что в стране отсутствует пропаганда чтения, сместилась жанровая парадигма (развлекательное чтиво сместило нашу классику). Как с этим бороться?
– По статистике, интерес к книгам проявляют только 30% россиян. Здесь сказывается и отсутствие господдержки и популяризации чтения. Но проблема не только в отсутствии пропаганды, а вообще в системе – экономической, ценностной.
В центре каждой культуры стоит один вопрос: «Что есть человек?».
Наша культура теперь ориентирована совсем на другого человека, для которого чтение не является необходимой привычкой, ценностью, тем занятием, на которое он готов потратить труд и время. Человек должен не размышлять и изобретать, а потреблять.
У не читающей страны нет будущего. Пока богатые «папики» ставят на ключевые должности своих отпрысков и любовниц, пока положение в обществе по преимуществу достигается через связи, ситуацию не изменить. У нас сложилось и функционирует общество кухарок, дорвавшихся до рычагов власти – и в государстве, и в негосударственном секторе. Не случайно в этой связи часто можно услышать вопрос-лозунг «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».
Люди, оправдывающие себя этим крылатым выражением, не понимают, что существуют разные виды интеллекта. Что кто-то умеет хорошо делать одно, кто-то другое. Кто-то хорошо торгует, кто-то учит детей. Нет абсолютных умных и дураков. Но важно, чтобы на ключевых руководящих постах сидели профессионалы. А не как у нас в правительстве, когда одни и те же люди тасуются как колодочная карта. Сегодня ты губернатор, завтра министр обороны, после завтра министр ЖКХ.
– Многие писатели говорят о преднамеренном понижении уровня культуры, и, судя по программам ТВ, с этим трудно не согласиться. Кто играет на этом понижении? Кому выгоден этот «культурный голод»?
– Культурный голод выгоден, прежде всего, власти, которая живет с ощущением временщика, поэтому не вкладывается в длинные проекты (а значительные культурные проекты всегда длинные), не проявляет интереса к созидательной деятельности, в том числе, в области культуры.
По большому счету, такой власти интеллигентская прослойка между ней и массами не нужна. Власть воздействует на массы грубо и непосредственно – через ТВ. И если не душит культуру, то, во всяком случае, не препятствует ее медленному умиранию.
В последние годы в Ульяновской области сложилась добрая традиция увековечившим памяти наших земляков, внесших серьезный вклад в развитие языка и культуры татарского народа. По инициативе энтузиастов, при финансовой Поддержке бизнесменов и участии в этом благородном деле всего татарского населения установлены памятник великому мыслителю сред-невековья Кул Гали в г.Ульяновске и бюст классику татарской поэзии Габдулле Гукаю в г. Димитровграде. В селах Татарское Урайкино Старомаинскокого района, Татарский Калмаюр Чердаклинского района, Старая Тюгальбуга Новомалыклин- ского района и Елховое Озеро Цильнинского района с участием ведущих писателей, поэтов и артистов Рес- публики Татарстан прошли торжественные мероприятия, посвященные открытию мемориальных досок поэту- фронтовику Сахабу Урай- скому, народному артисту СССР Габдулле Шамукову, гармонисту-виртуозу, заслуженному артисту ТАССР Фейзулле Тугушеву, писателю и поэту, первому редактору газеты «Өмет» Галим-жану Насырову. Эта благородная работа должна продолжаться.
В сентябре 2013 года будет отмечаться 135-летие со дня рождения Закира Кадыри, известного татарского общественного деятеля, видного теолога, политика, видевшего будущее татарского народа в составе России в форме национально-культурной автономии. Считая нужным установление на его родине - в селе Абдуллово Чердаклинского района памятной стелы с горельефом, обращаемся ко всем, кому дороги наша история, наша культура, наша религия, наша Родина и родная земля, внести свой по¬сильный взнос в увековечивание памяти нашего знаменитого земляка Закира Кадыри
Наши реквизиты: Общественная организация «Ульяновская областная татарская напипмллкнп«. культурная автономия», р/счет 40703810251020001605, к/счет 30101810300000000894, ИНН/КПП 7303019229/ 732501001, БИК 047308894, Банк: Ульяновский филиал ОАО «АК БАРС» БАНК г.Ульяновск, Наименование платежа: на установку памятной стелы с горельефом памяти Закира Кадыри.
Общественная организация «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия».
15 января прошла онлайн-конференция руководителей трех татарских общественных организаций: президента Ульяновского местного благотворительного фонда «Сембер» Ферида Аюпова, президента Ульяновской областной общественной организации татарских бизнесменов «Сембер» Радика Гафурова, президента Ульяновской областной татарской молодежной организации «Яна Дулкын» Тимура Галеева. Тема конференции: «Сохранение традиций татарского народа».
Примечательно, что отсутствовал председатель областной татарской автономии, журналист Рамис Сафин.
Вопросы участникам конференции задавали пользователи, зарегистрированные заранее на сайте "Мозаики".
Радик Гафуров рассказал о благотворительных акциях проводимых клубом: финансирование мероприятий с национальным уклоном, помощи в строительсве мечетей.
На вопрос что делается ими для сохранения традиционного ислама и предотвращения террактов в Казани.
По мнению собравшихся для этого необходимо со школы,
Ферид Аюпов рассказал о достижениях татарской общественности за последние десять лет: переезд Центра татарской культуры в отремонтированный бывший кинотеатр "Октябрь", проведение федерального Сабантуя (2009 г.)
16 января, 2013
Зиатдинова Ильнара Тәльгат кызы, лат. Ziatdinova İlnara Täl'ğat qızı, ар. ﺯﻳﺎﺗﺩﻳﻧِوُۋﺎ ﺋﻳﻟﻧﺎﺭﺎ ﺗﻪﻟﻌﺎﺖ ﻗﺌِﺯئِ , (р. 3.08.92 г.) В1999-2009 гг. училась в МОУ СОШ № 47 г. Ульяновска, с 2009 года учится на факультете Гуманитарных наук и социальных технологий УлГУ по специальности «Социальная работа». C мая 2010 года активистка УОТМОО " Яна дулкын", c 31 марта 2012 г. - вице-президент организации УОТМОО "Яна дулкын", делегат IV и V Всемирного форумов татарской молодежи, III и IV областного форума татарской молодежи.
Файзуллин Рамиль Рафикович, тат. Фәйзуллин Рамил Рәфыйк улы, лат. Fäyzullin Ramil Räfıyq ulı, ар. ﻓﻪﻴﺯِوﻟﻟﻳن ﺭﺎﻣﻳل ﺭﻪﻔﺌِﻴق ِﺋوﻟئِ (р.26.06. 1989 г. ). В 1996-2002 гг. учился в СОШ № 54 г. Ульяновска, В 2002-2004 гг. учился в гимназии № 44 им. Деева г. Ульяновска, В 2004-2007 гг. в Ульяновском Финансово-правовом колледже по специальности «Финансы и кредит по отрослям», В 2007-2010 гг. УГСХА. высшее образование по специальности "Экономика и управление", с ноября 2012 активист татарской молодежной организации «Яңа дулкын».